Обеспокоенность России серыми китами и сахалинским осетром столь же приятна, сколь и удивительна. В конце концов, самой знаменитой рыбе России - осетру - грозит вымирание из-за чрезмерного вылова, строительства плотин и промышленного загрязнения. Хотя экологи приветствуют планы России по приостановке энергетического проекта "Сахалин-2" на сумму 20 млрд долларов, во главе которого стоит Royal Dutch Shell, другие удивляются, почему же из всех компаний была выделена именно Shell. Россия должна решать экологические проблемы. Однако закрывать проекты крупных иностранных инвесторов - это не способ решить их.
Российское министерство природных ресурсов отозвало разрешение, которое требуется Shell, на том основании, что проект загрязняет реки и моря Сахалина. Сахалин, большой остров рядом с азиатским побережьем России, располагает примерно 45 млрд баррелей нефти и газа. Концерн Shell, который уже пострадал от удвоения затрат на "Сахалин-2", и конечные потребители в Японии и Южной Корее надеются на скорейшую добычу этих углеводородов.
Экологические тревоги в отношении "Сахалина-2" реальны: их озвучивали и западные, и российские неправительственные организации. Однако министерство природных ресурсов России в то же время заявило, что "Сахалин-2" и аналогичные соглашения, подписанные с ExxonMobil и Total в середине 1990-х, слишком щедры по отношению к западным нефтяным компаниям. У "Сахалина-2" проблемы особые. "Газпром", российская государственная газовая компания, согласилась вступить в проект в прошлом году, вскоре после того как Shell объявила об увеличении расходов. Теперь "Газпром" добивается более выгодных условий. Если отзыв лицензии Shell политически мотивирован, это подорвет букву контракта и нормы права в России в более широком понимании. Это отпугнет иностранных инвесторов, несмотря на их стремление получить доступ к минеральному богатству России. Европейские страны тем временем будут еще активнее искать альтернативы зависимости от российского газа.
Российские министерства могут рассчитывать на то, что иностранным нефтяным компаниям слишком остро требуются российские резервы, чтобы жаловаться на что-то. Однако они могут ошибаться. Крупные нефтяные компании не станут делать инвестиции, если российские власти будут снимать сливки с доходов от успешных проектов. Россия в то же время нуждается в иностранном капитале и технологиях, особенно для разработки таких месторождений, как сахалинские.
Иностранные инвестиции не должны наносить ущерб экологии, и, если Shell нарушила правила, то компанию нужно оштрафовать или велеть ей компенсировать ущерб. Однако правила должны применяться последовательно и с надлежащими процедурами: неожиданный отзыв лицензии - это не метод даже в отношении торговой лавки, не говоря уже об инвесторе, вкладывающем 20 млрд долларов. Россия подписала с Shell контракт на разработку Сахалина. Она должна соблюдать букву и дух контракта.