Действиями в отношении иностранных нефтяных концернов на острове Сахалин Россия может поставить на карту свою репутацию надежного энергетического партнера
Азартные игры требуют умения: профессиональный игрок всегда знает, сколько он может поставить на карту и в какое время следует выйти из игры.
Попытка в игре вокруг Сахалина, а это один из крупнейших мировых энергетических проектов, обвести вокруг пальца иностранные концерны - большой риск для российского правительства. Оно может окончательно утратить свой и без того подпорченный имидж надежного партнера в сфере энергетики.
Если сейчас Россия действительно торпедирует прежние соглашения с работающими на Сахалине нефтяными компаниями, репутации страны будет нанесен урон, сравнимый с эффектом дела ЮКОСа. Однако на карту поставлена не только репутация России. Япония, которая находится в сильнейшей зависимости от импорта энергоносителей, рассчитывает на поставки газа с Сахалина. Если Москва будет тянуть время, то это нанесет ущерб двусторонним отношениям. Еще сильнее могут пострадать заинтересованные предприятия. Их готовность вкладывать деньги в развитие российского энергетического сектора сойдет на нет. Такие концерны, как Exxon-Mobil и Shell, уже не раз доказывали, что они не готовы входить в дело любой ценой, даже если это касается сказочно богатых месторождений.
Понятно, что договоры с иностранными нефтяными концернами, заключенные в 1990-е годы, кое-кому из сегодняшних официальных лиц в Москве не по нраву. Они снова видят Россию на пути к тому, чтобы играть "подобающую" ей роль. Старые договоры они воспринимают как реликт периода национального унижения. К этому следует добавить, что издержки, связанные с реализацией проектов, существенно превысили плановые. А, согласно действующим договорам, Россия начнет получать доход только после того, как участвующие в проекте концерны покроют свои расходы.
Свою роль также играют интересы "Газпрома": сахалинский газ пойдет в обход монополиста. Консорциум, ядро которого составляет концерн Shell, может продавать его сам. В лучшем случае, Кремль заинтересован лишь в том, чтобы выторговать наиболее благоприятную цену за участие для "Газпрома" без кардинального пересмотра договоров.
Однако самое неприятное заключается в том, что российские чиновники, утверждая, что проекты угрожают уникальной флоре и фауне Сахалина, по большому счету правы. Экологи твердят об этом вот уже несколько лет и - с переменным успехом - пытаются подвигнуть всех участников проекта к его пересмотру.
До сих пор опасности для окружающей среды никого в Москве не волновали. Список российских прегрешений в этой области длинен. Трубопроводы изношены, деньги выделяются лишь на строительство новых, старые по необходимости только латают, и из-за этого ежегодно на землю выливается большое количество сырой нефти. Поэтому сегодняшняя чувствительная реакция российского государства отдает лукавством.
Россия не должна переигрывать: даже если нынешние высокие цены на нефть обеспечивают приток в страну миллиардов нефтедолларов, российская нефтяная промышленность не сможет осуществить свои грандиозные честолюбивые планы без иностранных ноу-хау. Российское правительство должно помнить о том, как сильно навредили ей приостановка поставок газа на Украину и завуалированные угрозы Западу. Именно сегодня, когда Россия серьезно настроилась выйти на западные рынки, Москва не может позволить себе играть с огнем.