Более 20 лет назад исследователь сельской жизни Пол Розенблатт отправился на Средний Запад брать интервью у фермерских семей и взял с собой 12-летнего сына. Отец и сын остановились на ферме, и им пришлось спать на одной кровати.
"Это было ужасно", - говорит доктор Розенблатт, профессор социологии в Университете Миннесоты, Твин Ситиз. Сын так сильно толкался и ворочался, что "его ноги всю ночь оказывались у моего лица". Розенблатт вспоминает, как на следующий день, усталый и невыспавшийся, он размышлял о том, насколько трудно привыкнуть спать с кем-то рядом.
Позднее, проводя другое исследование - о человеческом горе, Розенблатт интервьюировал родителей, у которых умерли дети. "Довольно часто они рассказывали мне, что им помогали справляться с горем и поддерживать друг друга ночные разговоры в постели, - говорит он. - Мне как бы напоминали о том, насколько важным для нашей жизни и нашего чувства благополучия может быть сон в одной постели".
Однако никто до сих пор по-настоящему не исследовал это явление. Может быть, говорит Розенблатт, причина в том, что спать в одной постели - это так обыденно. Поэтому он написал книгу "Двое в постели. Социальная система пар, которые спят в одной кровати", она опубликована этим летом издательством State University of New York Press.
"Это не книга полезных советов", - говорит он. Это исследование некоторых общих и зачастую смешных вопросов, с которыми сталкиваются пары, когда спят в одной постели: например, кто-то брыкается во сне, перетягивает одеяло или храпит.
"Я надеюсь, что моя книга повлияет на мир исследований сна таким образом, что сон больше не будут рассматривать как личностное явление", - говорит Розенблатт.
Существуют тысячи исследований на тему сна, и еще больше - на тему брака и отношений между полами, но всего лишь горстка - на тему пар, спящих вместе.
По оценкам Национального фонда сна, вашингтонской некоммерческой организации, которая поддерживает образование и исследования на тему сна и его нарушений, 61% американцев спит в одной постели с кем-то еще. И хотя само присутствие другого человека в постели увеличивает опасность нарушений сна, 62% опрошенных в ходе ежегодного исследования сна, проводимого фондом, заявили, что предпочитают спать вместе с партнером.
Как говорит Розенблатт, в ходе работы над книгой он обнаружил: многие пары утверждают, что лучше спят по отдельности, но, тем не менее, продолжают спать в одной постели. "Когда я спрашивал их почему, они смотрели на меня так, как будто я спросил, почему они продолжают дышать", - рассказывает он.
Для своей книги "Двое в постели" Розенблатт проинтервьюировал 42 пары. Большинство их них - гетеросексуальные супружеские пары, но было и несколько неженатых гетеро- или гомосексуальных пар.
В качестве основных причин, чтобы спать вместе, они называли близость и комфорт.
"Некоторые говорили и о сексе, но немногие", - говорит Розенблатт. Большинство опрошенных утверждали, что постель - это место, где они разговаривают. "В постели они видят место, где можно побыть вдвоем, где можно забыть об отвлекающих моментах и различиях интересов, которые разделяли их в течении дня. Кроме того, в самой по себе поздней ночи есть что-то, что позволяет им открыться и пообщаться".
Некоторые из опрошенных утверждали, что их предыдущие браки распадались именно из-за проблем с совместным сном или же со сном по отдельности. Говорили, что совместный сон имеет решающее значение для сохранения их отношений. Розенблатт обнаружил, что совместный сон может даже спасать жизни.
"Я был удивлен, как много людей считают, что они до сих пор живы лишь потому, что спят вместе". Например, рассказывает Розенблатт, у одной женщины случился эпилептический припадок, и ее муж, который всегда спал рядом, немедленно принял меры. Подобные же истории случались с другими парами, когда у одного из партнеров случался сердечный приступ, инсульт или диабетический шок.
Опрошенные Розенблаттом пары рассказали и о том, каким образом они приспосабливались к совместному сну. Многие сообщали о конфликтах по поводу температуры в спальне, о спорах, куда поставить кровать и как ее застелить. Спорными бывали и вопросы о том, можно ли лежа в кровати смотреть телевизор, читать, есть, и следует ли спать голыми. Бывали и ссоры по поводу будильника, или о том, пускать ли в постель детей и домашних животных.
"Каждой паре пришлось решить много проблем, чтобы разработать свою систему совместного сна", - говорит Розенблатт. Обычно, продолжает он, эти системы - как пары готовятся ко сну, ложатся, ведут себя в постели, засыпают и просыпаются - становятся приятной традицией.
Опрошенные им люди неизменно имели свою собственную сторону кровати и особые обязанности, как-то: прогнать с кровати кота или открыть окно, прежде чем лечь. Обычно у них есть свои ритуалы: например, посмотреть перед сном телевизионные новости или уютно устроиться, прежде чем заснуть. Зачастую у них есть особые знаки на разные случаи - если они расположены заняться любовью, или хотят поговорить, или мечтают, чтобы их оставили в покое.
"Можно сказать, что то, как они пришли к этим системам, отражает их отношения", - говорит Розенблатт. Наиболее успешные системы сформировались на основе компромисса и понимания внутреннего мира другого.
"Эти вещи меняются со временем", - говорит Розенблатт. Может быть, пока женщина молода, ей всегда холодно ночью, но с возрастом она начинает разогреваться, как печка, из-за климактерических приливов. Может быть, из-за проблем с простатой мужчина начинает чаще вставать ночью, чтобы воспользоваться туалетом. Болезни или травмы могут помешать людям спать вместе. Неудивительно, что, по словам опрошенных, огромное влияние на динамику сна оказывает храп или бессонница партнера.
"Есть вещи, с которыми никто не научит вас свыкнуться, - говорит психиатр Нил Кейви, директор Центра по нарушениям сна в медицинском центре York-Presbyterian/ Columbia University Medical Center. - По этому поводу не проводят никакой психотерапии, а надо бы".
Центры по сну занимаются в первую голову лечением нарушений, и не обращают внимания на то, как один партнер влияет на другого. Независимо от причины, "недосыпание имеет совершенно определенные последствия", говорит Кейви, в частности замедленные познавательные способности и раздражительность.
Хотя Розенблатт написал еще пять книг и множество научных статей и исследований, он говорит, что книга о совместном сне вызвала максимальный интерес со стороны прессы и коллег-ученых.
"Я думаю, это потому, что большинство людей сталкивались с этим, и небезразличны к этому, - говорит Розенблатт. - Хотя мы обычно воспринимаем как само собой разумеющееся совместный сон с партнером, мы строим и поддерживаем свои отношения именно через такие вот совместные социальные системы. Быть может, при этом мы открываем скрытый смысл наших жизней".