Россия играет в покер с высокими ставками в попытке пробить себе дорогу на европейский аэрокосмический рынок. Решение контролируемой государством авиакомпании "Аэрофлот" приостановить важный заказ на новые самолеты Airbus следует по пятам за резкой реакцией европейской аэрокосмической группы EADS на приобретение Россией 5,02% ее акций. EADS заявила, что не заинтересована менять структуру своего жестко контролируемого корпоративного управления, чтобы соответствовать чаяниям Москвы о блокирующем миноритарном пакете.
EADS производит Airbus, и предполагаемый заказ "Аэрофлота" на 2 млрд фунтов весьма укрепил бы ее положение в момент, когда компания пребывает в смятении из-за заминок в разработке гигантского самолета A380.
Угроза мажоритарного акционера "Аэрофлота" Александра Лебедева обратиться за новыми самолетами к компании Boeing прозвучала после того, как Кремль приказал приостановить переговоры по Airbus, явно предупреждая EADS, что ее отпор вызвал политическое недовольство Кремля и это может дорого обойтись.
Европейцы обвинят Россию в шантаже, говоря, что Кремль вносит политику в коммерческую сделку. Впрочем, факты говорят о том, что все сделки, за которыми стоят миллиарды фунтов, особенно в оружейной и аэрокосмической сфере, - политические. И не то чтобы экономический шантаж не был знаком Западу. Несколько лет назад американцев напугало то, что Саудовская Аравия рассматривает возможность покупки самолетов Airbus для национального авиаперевозчика. Белый дом ясно дал понять, что, если заказ не будет передан Boeing, Саудовская Аравия столкнется с аннулированием многих оружейных контрактов. Саудовцы передали заказ компании Boeing.
Британия годами оказывала политическое давление на Индию, добиваясь покупки ее учебных самолетов Hawk, несмотря на то что индийцы торговались из-за цены и условий. Франция использует политические мускулы, чтобы привязать свои бывшие колонии в Африке ко многим выгодным оружейным контрактам. Что касается политического давления, которое окружает крупные трубопроводные сделки, оно огромно.
Непонятно, сдастся ли EADS под давлением России. Российский пакет, вероятно, будет в программе субботнего саммита лидеров Франции, Германии и России, но французский и немецкий сопредседатели компании уже дали понять, что правила EADS не могут обойти позиции отдельных владельцев при свободных торгах по акциям EADS. Компания явно не хочет ставить под угрозу свои шансы на получение более крупных американских военных контрактов.
Это тот случай, когда американцы, настроенные на крупный выигрыш в своей битве с Airbus, не станут осуждать Москву за шантаж.