В пятницу в Варшаве был задержан чеченский сепаратист Ахмед Закаев, которого Россия по ряду обвинений объявила в международный розыск. Однако польский суд в тот же день отказал в экстрадиции Закаева и постановил его отпустить - на том основании, что Закаев имеет политическое убежище в Великобритании.
Это не первое задержание Закаева: напоминая об аналогичном эпизоде 2002 года в Лондоне, когда за него внесла залог британская актриса Ванесса Редгрейв, The Daily Mail называет сепаратиста ее "чеченским другом".
Польские власти, пусть "неохотно", но арестовали Закаева и этим "угодили" Москве, пишет в блоге на сайте The Wall Street Journal Марчин Собчик. Сходную оценку действиям Варшавы дает на страницах The Independent Шон Уолкер: он рассматривает события минувшей пятницы в контексте апрельской авиакатастрофы под Смоленском, после которой "тональность диалога Варшавы и Москвы изменилась".
"Упорно ходят слухи, что Закаев может вернуться в Чечню, заключив сделку с Рамзаном Кадыровым", который раньше выражал готовность принять Закаева, однако на днях заявил, что его нужно судить и посадить в тюрьму пожизненно. Для самого Закаева "вопрос о возвращении не обсуждается до тех пор, пока в Грозном сохраняется нынешний расклад сил", хотя в принципе он такую возможность не исключил, указывает в другой статье The Independent.
"Сегодня Закаев не имеет никакого отношения к терроризму на Северном Кавказе. На самом деле он и в прошлом имел к нему мало отношения, однако он остается символом чеченского сепаратизма и потому для Росси как бельмо на глазу, портящее отношения Москвы с Западом", - приводит The Christian Science Monitor мнение эксперта независимого Центра политической конъюнктуры России Павла Салина. Нынешний глава чеченских повстанцев Доку Умаров считает Закаева "предателем" и уже вынес ему "смертный приговор" за то, что он высказывался за переговоры с федеральными властями, напоминает издание.
По словам главного редактора сайта Agentura.ru Андрея Солдатова, "российские власти хотят вывести Закаева из игры, поскольку желают, чтобы не осталось никого, кто представлял бы идею независимости Чечни. Тогда останется лишь одна Чечня - во главе с Рамзаном Кадыровым".
Несмотря на то, что Закаев считается "умеренным" среди чеченских сепаратистов и за долгие годы "изгнания" потерял авторитет на территории Чечни, "у многих в России он по-прежнему вызывает ассоциации с радикалами", пишет The New York Times.
"Отказ в экстрадиции Закаева может иметь серьезные последствия для российско-польских отношений, - считает обозреватель Майкл Швиртц. - Бывшие союзники по коммунистическому блоку лишь недавно начали преодолевать многолетнюю [взаимную] ожесточенность, которая тянется с окончания холодной войны".
Схожего мнения придерживается и лондонская The Financial Times. "Ухудшатся отношения или нет - это зависит от Москвы. Уверен, они заявят протест, но неизвестно, насколько искренним он будет", - заявил изданию ведущий сотрудник варшавского Центра международных отношений Эугениуш Смолар. В Польше арест Закаева вызвал "негодование" представителей всего политического спектра - от бывших коммунистов до крайне правых, отмечает автор публикации Ян Ченски. Сам подозреваемый назвал выдвинутые против него обвинения "ложью, ужасной ложью".
Решение польского суда, с точки зрения Закаева, вновь показало, что позиция европейцев в отношении попыток России подступиться к нему осталась неизменной. "Они на стороне закона... Еще одна европейская страна отвергла глупые обвинения, на которых последние десять лет настаивает Россия... Польша продемонстрировала, что политические вопросы можно отделить от правовых.... Рано или поздно нам придется найти политическое решение", - цитирует Закаева The Times.