Мало кто из американских президентов так верил в силу письменного слова, как Барак Обама, пишет The New York Times.
И эта вера была испытана в личной переписке с лидерами Ирана - страны, с которой у Соединенных Штатов нет дипломатических связей на протяжении 34 лет.
На этой неделе Обама дал понять, что, возможно, наконец нашел друга по переписке в Тегеране.
И в центре недавних усилий Ирана по улучшению своего имиджа (в числе которых освобождение 11 известных политзаключенных и серия примирительных заявлений высокопоставленных иранских чиновников) - переписка между Обамой и президентом Хасаном Роухани, подтвержденная обеими сторонами.
"Избрание в июне Роухани, политика умеренных взглядов, дало надежду, что дипломатия позволит найти выход из хронической тупиковой ситуации с ядерными вооружениями Ирана. Письма свидетельствуют о том, что перспектива перемен может оказаться реальной", - пишет автор статьи Марк Лендлер.
Барак Обама не в первый раз с момента своего прихода в Белый дом прибегает к эпистолярному жанру в попытках изменить настрой иранского руководства. До недавнего времени ему было нечем похвастаться: даже под гнетом карающих экономических санкций иранское правительство не проявляло особого интереса к обсуждению с Вашингтоном соглашения по своей ядерной программе.
Впрочем, Обама впервые написал непосредственно иранскому президенту, а не верховному лидеру аятолле Али Хаменеи, который ответил на письмо Обамы, написанное во время его первого президентского срока, но не поддержал его предложений.
На этот раз Роухани сказал в интервью, которое транслировалось по каналу NBC News в среду, что тон письма Обамы был "позитивным и конструктивным". "Оно может стать маленьким и осторожным шагом к очень важному будущему", - добавил он.
Обама, в свою очередь, сказал испаноязычному каналу Telemundo во вторник, что есть указания на то, что Роухани "ищет открытого диалога с Западом и с Соединенными Штатами способом, которого мы не наблюдали в прошлом. Мы должны это попробовать".
Стоит отметить, что нынешняя переписка происходит на фоне соглашения американской администрации с Россией по мирной передаче сирийского химического оружия. Чтобы этот план сработал, говорят аналитики, важно, чтобы Иран, союзник президента Сирии Башара Асада, сыграл конструктивную роль.
Обама и Роухани должны выступить на Генеральной Ассамблее ООН во вторник. Не попытаются ли они прибегнуть к более прямой форме дипломатии: поприветствовать друг друга лично? Белый дом утверждает, что ничего подобного не планируется.
"На данный момент письменная дипломатия Обамы достигла хотя бы основной цели любого письма: был получен ответ", - заключает автор.
Также по теме:
Почему Иран за конструктивное сотрудничество (The Washington Post)