"В значительной степени незамеченным прошло для западной общественности" заявление президента Армении Сержа Саргсяна о присоединении Армении к Таможенному союзу. А между тем "оно проливает свет на внешнеполитическую цель, на достижение которой в последнее время снова усиленно работает Кремль: сохранение российского влияния в "ближнем зарубежье", пишет корреспондент Neue Zürcher Zeitung Фолькер Пабст в статье, посвященной проблеме выбора, которая встает перед бывшими советскими республиками в преддверии намеченного на ноябрь саммита "Восточного партнерства".
Конечная цель России - "утвердиться в роли самостоятельного полюса мировой политики путем восстановления насколько возможно крупного, ориентированного на Москву союза на территории бывшего СССР". Чтобы Таможенный союз не разделил судьбу Союзного государства с Белоруссией и СНГ (на сегодняшний день они "практически утратили влияние", поясняет Пабст), запланирована глубокая взаимная интеграция его участников. В своей программной статье 2011 года президент РФ Владимир Путин даже проводил параллели с ЕС, однако швейцарский корреспондент не сомневается, что "интеграционный проект Путина подразумевает не слияние равноправных партнеров, а подчинение малых республик российскому руководству".
По мнению Пабста, внимание России сосредоточено "в первую очередь на бывших советских республиках в Закавказье и Восточной Европе (за исключением стран Балтии, которые уже являются членами ЕС)". Для вовлечения этих стран в свою орбиту Россия использует их "зависимое положение" в области экономики и обеспечения безопасности. К Армении применяются такие инструменты, как повышение цен на российское электричество и поставка вооружений Азербайджану; в случае с Молдавией - приднестровский конфликт, газ и запрет на экспорт вина; Украину могут ждать все те же перебои с энергоносителями, ужесточение таможенных правил и запрет на экспорт потребительских товаров.
Белоруссия не нуждается в таких средствах принуждения, Кремлю "не приходится опасаться сближения Белоруссии с ЕС". То же самое верно в отношении Азербайджана - из-за своей "экономической мощи" он не заинтересован в "тесном сотрудничестве с Брюсселем". А вот с Грузией ситуация обратная, она твердо встала на путь интеграции с Западом, утверждает Пабст, и вариант ее возвращения в российскую сферу влияния "не реалистичен".