"Да, сомнительная российская компания, связанная с Кремлем, заплатила 100 тыс. долларов за рекламу на Facebook с целью повлиять на избирателей в ходе президентской кампании в прошлом году, как сообщил гигант соцсетей ранее в этом месяце", - пишет The Christian Science Monitor.
"Имеет ли это значение?" - задается вопросом автор статьи Питер Гриер. "С учетом десятков миллионов, потраченных на политическую рекламу в 2016 году, это капля в море. И влияние на выборы с помощью рекламы - тонкая наука. Она требует координации, правильного выбора времени и искусности - трех вещей, которых, кажется, недоставало российскому медиабаингу", - полагает он.
Настоящая проблема в том, что покупка Россией этих рекламных площадей в интернете может быть только намеком на более темный, пока не обнаруженный ряд попыток влияния, полагают эксперты по политической коммуникации.
Таким образом, несмотря на небольшой объем российского медиабаинга в Facebook, "это действительно важно для американской политики", считает профессор Университета Джорджа Вашингтона Дэвид Карпф.
"В определенном смысле упражнения России в соцсетях являются новым рубежом традиционных пропагандистских усилий Москвы", - отмечает автор.
"Проблема с прежними попытками состояла в том, что они были связаны с политической системой, которую необходимо было защищать. Это часто делало материалы неуклюжими, неправдоподобными и совершенно неинтересными. "Советская жизнь", глянцевый журнал, предназначенный для читателей в США и Западной Европе, пестрел такими захватывающими дух статьями, как "Узбекистан: 60 лет прогресса" или "Плохой день для дикого кабана", - иронизирует Гриер.
В прежние дни Советский Союз сдерживала идеология и партийная линия, а также бюрократические препоны. Пропаганда была дорогим делом, а финансы ограниченными, пишет автор.
"Особенно при Сталине люди просто боялись одобрить что-то интересное, новаторское, другое, так что зачастую этого избегали", - пишет историк Патрик Бабирацкий.
Сейчас все эти ограничения ушли в прошлое, по мнению Бабирацкого, автора книги "Мягкая сила Советского Союза в Польше: культура и создание новой империи Сталина, 1943-1957" (Soviet Soft Power in Poland: Culture and the Making of Stalin?s New Empire, 1943-1957). "Тем временем российский лидер Владимир Путин признал, что наращивание и изменение старых пропагандистских усилий занимает центральное место в его попытках противостоять западному господству", - говорится в статье. Автор выделяет роль телеканала RT и интернета, в частности соцсетей, "открывших обширную новую территорию, на которой автоматизированные боты, проплаченные тролли и военные хакеры совместными усилиями гнут российскую линию".
Значение имеет то, что 100 тыс. долларов появились не из ниоткуда, отмечает Дэвид Карпф, автор книги "Аналитический активизм: электронная прослушка и новая политическая стратегия" (Analytic Activism: Digital Listening and the New Political Strategy). Что более вероятно, эти деньги были частью чего-то более масштабного, предполагает автор, отмечая, что спецпрокурор Роберт Мюллер выдал Facebook ордер на поиски и сбор информации по страницам, связанным с российскими вложениями.