Президент Владимир Путин может править как ему угодно - похоже, россияне на него не в обиде. И это при том, что многим из них живется все хуже, пишет обозреватель Die Welt Эдуард Штайнер.
У российской либеральной оппозиции появился повод для праздника: "довольно неожиданно в результате муниципальных выборов 10 сентября ее кандидатам удалось получить 250 из 1502 мандатов", говорится в статье.
"Впервые за последние 10 лет в Москве появились районы, в которых кремлевская "Единая Россия" больше не представлена или имеет меньшинство. Многие эксперты уже трактуют это как доказательство того, что непростое экономическое положение, вызванное, в том числе, западными санкциям, якобы укрепило волю к смене системы", - пишет Штайнер, отмечая, что на деле все не так просто, как кажется.
Если смотреть на ситуацию в целом, поясняет журналист, получается, что "оппозиция оттянула большинство голосов не у партии власти, а у прирученных партий из так называемой системной оппозиции, например, у коммунистов. Кроме того, успех [либеральной оппозиции] ограничивается теми столичными районами, которые всегда были оппозиционно настроены и получили от московского издания "Ведомости" определение "оппозиционного гетто".
"Явка, составившая жалкие 14,8%, способна расстроить даже самых оптимистичных критиков системы. Wind of Change (ветер перемен) остается слабым бризом", - констатирует Штайнер.
"Спрос на демократию и участие в политике выражен слабо. И в этом виновны, в том числе, нынешние экономические трудности. Люди заняты другими проблемами - им некогда задумываться над преимуществами демократических свобод" - такой вывод, по мнению журналиста, позволяют сделать результаты опроса, проведенного "Левада-центром" в конце августа.
Согласно опросу, "порядка 61% респондентов обеспокоены ростом цен. Почти половину заботит растущий уровень бедности среди населения, а треть страшит рост уровня безработицы и коррупции", передает Die Welt.
"Озабоченность в связи с ограничениями гражданских прав, демократических свобод и свободы слова выразили всего 4% опрошенных. Немногим больше, чем четыре года назад", - говорится в статье.
"Представление о том, что экономические проблемы могут способствовать развитию демократии или стать революционным импульсом, в случае с Москвой оказались более чем ложными", - добавляет автор.
Несмотря на рост экономических показателей - ВВП неожиданно увеличился во втором квартале этого года на 2,5%, инфляция достигла своего исторического дна, опустившись до уровня 3,3%, а уровень безработицы составляет 5% - "граждане, по всей видимости, не воспринимают ситуацию в стране в розовых тонах. Их кризис затронул острее всего, а реальные доходы сократились сильнее других компонентов ВВП".
Правда, по официальным данным, уже в 2017 году реальные доходы граждан должны вырасти в среднем на 3%, а к 2018 году ожидается рост до 4%. Об этом на днях сообщил министр экономического развития Максим Орешкин.
Но для того чтобы население вернулось к благосостоянию "нулевых", необходимо провести решительные структурные реформы, замечает Эдуард Штайнер. А это предусматривает "вмешательство в суть авторитарного режима, установление правового государства, свободу СМИ и ликвидацию монополий".
"В этом-то и проблема: установление работоспособных демократических институтов возможно лишь при наличии спроса на подобные структурные реформы. А его не наблюдается", - констатирует обозреватель.
"Но даже если в обозримом будущем получилось бы достичь сказочных показателей роста и без проведения структурных реформ, это не обязательно привело бы к возникновению спроса на демократические свободы. Эксперты "Левада-центра" в комментариях к проведенному в августе опросу отмечают, что за всю постсоветскую историю озабоченность по поводу ограничений гражданских прав, демократических свобод и свободы слова высказывали не более 5% респондентов", - сообщает автор статьи.
Это касается и "нулевых", когда впервые в российской истории люди увеличили свое благосостояние. "Но и тогда россияне были заняты в основном зарабатыванием денег. Именно тогда они дали Кремлю убедить себя пойти на заключение знаменитого общественного договора, предусматривающего политическое невмешательство взамен на экономическое благосостояние".
"Получается, авторитарная система Путина может не бояться ни бедности, ни достатка своих граждан. И лишь если достаток продлится долго, ситуация для власти может стать опасной. Как в декабре 2011 года, когда сотни тысяч человек по всей России вышли на улицы в поддержку смены системы", - говорится в статье.
В такой ситуации не спасут незначительные уступки, они лишь приведут к дальнейшей радикализации и росту спроса на смену системы. "Логично, что Кремль уже в начале 2012 года начал закручивать гайки", - резюмирует Штайнер.