Стремясь быстро уйти из ФБР (это произошло за несколько дней до его ареста по обвинению в шпионаже в пользу Москвы) Роберт Филип Ханссен обратился к перебежчику из КГБ, который был его старым другом, чтобы он помог ему начать новую карьеру в качестве специалиста в области обеспечения компьютерной безопасности.
В конце января Ханссен начал встречаться с Виктором Шеймовым - бывшим компьютерным экспертом КГБ, сбежавшим в США в 1980 году и не так давно основавшим в Вашингтоне компанию по обеспечению компьютерной безопасности. Об этом в ряде интервью сообщил Шеймов. Ханссен, который в то время уже находился под подозрением у ФБР, возглавлял группу экспертов этой организации, которая изучала технологии, предложенные компанией Шеймова Invicta Networks, - сообщили Шеймов и другие представители компании.
Ханссен сказал Шеймову, что ФБР проявляет интерес к покупке технологий Invicta для защиты своей компьютерной сети. Теперь ФБР говорит, что Хансен использовал сеть ФБР для сбора секретной информации для Москвы, а также для попытки обнаружить, не находится ли он под наблюдением.
Эта первая встреча состоялась 30 января, а 5 февраля Ханссен вновь встретился с Шеймовым; за ланчем он сообщил Шеймову, что хочет оставить ФБР и перейти на работу в Invicta, - вспоминал Шеймов. По его словам, он не предложил Ханссену работу и отверг все его притязания.
В своих первых интервью после ареста Ханссена Шеймов и другие представители руководства Invicta, включая бывшего директора ЦРУ Джеймса Вулси, входящего в правление компании, рассказали, как их компания оказалась вовлечена в крупнейший шпионский скандал в истории ФБР.
Они помогли пролить свет на шаги, предпринятые Ханссеном перед самым арестом, которые заставляет предположить, что Ханссен очень спешил уйти из ФБР, поскольку, вероятно, чувствовал, что попал под подозрение в качестве шпиона.
Они с Шеймовым познакомились в конце 80-х годов, когда Ханссен как представитель ФБР контактировал с Шеймовым, в то время работавшим консультантом в АНБ. Через несколько лет они подружились и стали встречаться семьями.
Однако, по словам ФБР, Ханссен с самого начала предал эту дружбу. В аффидевите ФБР, посвященном "В" - под этим именем выступал Ханссен, занимаясь шпионажем в пользу русских - говорится: "В феврале 1988 года "В" сообщил КГБ, что имеет доступ к досье о Викторе Шеймове, поскольку в это время должен был начать осуществляться специальный проект в отношении Шеймова. В это же время Ханссен просматривал досье Шеймова, готовясь к своему участию в предстоящих слушаниях о Шеймове среди сотрудников разведки."
В рамках своей шпионской деятельности "В" сообщил о дезертирстве Шеймова, - говорится в аффидевите, который правительство представило в суде в качестве обвинительного документа против Ханссена.
Они не виделись два или три года, и вновь встретились в декабре прошлого года, когда Ханссен был представителем ФБР во внешнеполитическом отделе Госдепартамента. Они поговорили о новой компании Шеймова; Ханссен, который должен был вернуться в штаб-квартиру ФБР для работы в области информационного и компьютерного менеджмента, заявил, что ФБР может проявить интерес к технологиям Invicta по обеспечению компьютерной безопасности.
По словам ФБР, Ханссен был назначен на новую должность, чтобы можно было легче за ним следить.
Уже на новом посту Ханссен собрал группу компьютерных экспертов, чтобы выслушать предложения Invicta по поводу этих технологий. Для такой начинающей компании, как Invicta, возможность стать клиентом ФБР была очень заманчивой.
Презентация новых технологий Invicta для Ханссена и других сотрудников ФБР состоялась 30 января. По совпадению в тот же день сотрудники ФБР с разрешения суда провели обыск в машине Ханссена.
По словам Шеймова, группа сотрудников ФБР проявила интерес к технологиям Invicta, предоставлявшим возможность создать новую систему защиты компьютерных сетей от внутренних и внешних хакеров, а также залатать другие дыры в системе безопасности.
И все же Шеймов был удивлен, когда спустя несколько дней Ханссен пригласил его на встречу.
"Казалось, что он очень торопится, словно пытается ускорить ход событий,- отметил Шеймов.- Он всегда был человеком, который сначала хочет все хорошо взвесить. Но теперь он торопил события."
5 февраля - в тот же день, когда сотрудники ФБР провели обыск в кабинете Ханссена - он встретился за ланчем с Шеймовым и другим представителем руководства Invicta. Шеймов думал, что он хочет поговорить о заинтересованности ФБР в его технологиях. Однако Ханссен ошеломил Шеймова, заявив, что хочет поступить на работу в Invicta.
"У меня отвисла челюсть, когда он попросил устроить его на работу,- подчеркнул Шеймов.- Он сказал, что хочет занять один из руководящих постов, и спросил, какую зарплату мы платим руководящим работникам."
Создалась неловкая ситуация, и Шеймов попытался ее разрядить. "Речь шла о моем друге, который занимал относительно высокий пост в ФБР и просил предоставить ему работу,- сказал он.- Так что я должен был все тщательно взвесить."
"Я искал выход из создавшейся ситуации. Я сказал ему: "Когда я должен дать ответ?" "Сейчас",- сказал он. Я оказался в безвыходном положении."
По словам Шеймова, он попытался дать понять, что для Ханссена в Invicta места нет.
В аффидевите ФБР говорится, что Ханссен сообщил своим коллегам, что рассматривает предложение Invicta о переходе туда на работу. Ханссен предполагал уйти из ФБР в феврале.
16 февраля Ханссен в третий раз пришел в Invicta.
"Он встал, подошел к доске и описал нашу технологию,- подчеркнул Шеймов.- Он сделал это не хуже меня."
Спустя два дня Ханссен был арестован. Узнав об этом, Шеймов был шокирован. "Я подумал, что, должно быть, это ошибка",- сказал он.
По словам Шеймова, он не знает, намеревался ли Ханссен передать русским информацию о технологии Invicta. Однако как бывший эксперт КГБ в области компьютерной безопасности Шеймов считает, что эта технология могла представлять для Москвы большой интерес. Он подчеркнул, что она будет выставлена на широкую продажу в июне.
"Русские всегда интересовались технологическими прорывами,- подчеркнул Шеймов.- И они наверняка за ней охотились."