Концерн "Рургаз" быстро отреагировал на критику немецких политических кругов, которые возложили на него ответственность за действия "Газпрома" ("Рургаз" владеет пятипроцентным пакетом акций российского концерна) в отношении независимых СМИ. Пресс-секретарь концерна выступила с заявлением о том, что они рассматривают свободу слова как высшее благо, но вмешиваться в споры о роли СМИ в России, которые возникли после перехода телекомпании НТВ под контроль "Газпрома", они не хотят. "Это важное российское внутриполитическое событие", говорят в "Рургазе", отказываясь его комментировать.
На днях ведущие немецкие партии выступили с критикой в адрес позиции невмешательства "Рургаза" и призвали его использовать свои возможности, чтобы защитить свободу слова в России. Однако "Рургаз" пытается остаться в стороне. "Вы обращаетесь не по адресу, такие принципиальные вопросы, как свобода печати в России - не наша компетенция. Мы не можем угрожать русским", - сказал в четверг один из руководителей концерна. Здесь считают, что пятипроцентный пакет акций "Газпрома" не позволяет им влиять на основные положения российской политики.
Но когда речь идет о газе, эссенский концерн оказывает на "Газпром" гораздо большее влияние. "Рургаз", через который проходит около 60 процентов природного газа, потребляемого в Германии, смог направить в Москву заместителя директора концерна Брукхардта Бергманна в качестве члена совета директоров ?Газпрома?. Для этого хватило и пятипроцентного пакета, так как представители российского правительства в "Газпроме" поддержали назначение немца.
Немецкий газовый гигант имеет давние связи со своим российским партнером. Первые поставки газа начались уже в 1973 году, а в конце восьмидесятых годов, когда "Газпром" выделился из состава Министерства газовой промышленности, их сотрудничество стало еще глубже. В декабре 1998 года "Рургаз" приобрел 2,5 процента акций "Газпрома", которые покрывают примерно треть потребности эссенского концерна. В мае и декабре 2000 года его доля в капитале "Газпрома" увеличилась. Прямое участие в капитале "Газпрома", как считают в "Рургазе", позволяет гарантировать сохранение условий поставок газа. Они признают, что необходимо поддерживать и личные отношения с российским партнером, так как без этого деятельность в России не приносит успеха.
Свою роль в спорах вокруг НТВ сыграл и "Deutsche Bank". Владимир Гусинский, совладелец НТВ, бравший кредиты у "Газпрома", и российский газовый концерн поручили в прошлом году крупнейшему банку Германии найти международного инвестора, который взял бы на себя часть долга Гусинского перед "Газпромом". Но, как утверждает Гусинский, банкиры из Франкфурта встали на сторону "Газпрома", и вследствие "крайне некорректного поведения" Николаса Йордана, который вел переговоры от имени "Deutsche Bank", контрольный пакет акций против воли Гусинского перешел в руки газового монополиста.
Гусинский имеет косвенные доказательства этой версии. Так, Йордан неоднократно встречался в Москве с высшим кремлевским руководством. К тому же Николас Йордан - брат того самого Бориса Йордана, которого "Газпром" поставил новым генеральным директором НТВ. "Deutsche Bank", со своей стороны, отрицает некорректность своих действий. Его глава Рольф Е. Бройер написал в своем письме Гусинскому, что его банк всегда "добросовестно выполнял свои обязательства". Но вчера представители "Deutsche Bank" не были готовы подтвердить свое мнение по этому вопросу.