Вчера в Белом доме с уходом Скотта Макклеллана и возвращением Карла Роува продолжились самые крупные перестановки за все время президентства Буша. Карл Роув вернулся, чтобы делать то, что удается ему лучше всего: обеспечивать победу на выборах.
Отставка Макклеллана после трех трудных лет в роли пресс-секретаря Джорджа Буша не стала сюрпризом, поскольку на прошлой неделе пост главы аппарата занял Джош Болтен, пообещавший провести масштабные перестановки с целью вдохнуть новую жизнь в политику Белого дома и, как следствие, в президентство Буша.
Сообщение об отставке, прозвучавшее в тот момент, когда Буш готовился отправиться с визитом в Алабаму, было сформулировано весьма мягко, как и следовало ожидать, в свете того, что оно касалось верного сторонника Буша из Техаса.
Буш сказал, что Макклеллан выполнял свои обязанности "последовательно и на высоком уровне". "Скотта будет трудно заменить, но, тем не менее, он принял это решение, и я с ним согласился. Когда-нибудь мы с ним будем сидеть в креслах-качалках в Техасе, беседуя о старых добрых временах".
Однако остается под вопросом, насколько приятными будут эти воспоминания. Макклеллан занял пост пресс-секретаря в июле 2003 года, как раз когда блеск начал сходить с истории вторжения в Ирак, а оружие Саддама Хусейна, о котором так много говорили, упрямо отказывалось находиться.
С тех пор наиболее привлекающая внимание работа в Белом доме, если не считать работу самого президента, становилась все сложнее и сложнее. Гремели скандалы, беспорядки в Ираке не утихали, а рейтинги президента падали. Все это взбадривало ранее тихий пресс-корпус Белого дома.
Буш сказал, что Макклеллан столкнулся с "вызовом", выполняя свои задачи. Со временем его роль начала сводиться к роли боксерской груши для общественности. Хотя журналисты испытывали к нему личную симпатию, но он оказался в плачевном положении.
Недавно журналисты обрушились на него с новой силой в связи с новостями об электронном прослушивании внутри страны, которое практикует Национальное управление безопасности с благословения Буша.
Бывший руководитель аппарата вице-президента Люис Либби был уличен в лжесвидетельстве и препятствовании отправлению правосудия в деле Плейм, участие в этом деле советника президента Карла Роува пока расследуется.
Роув остается заместителем главы аппарата, однако теперь это звание носят три человека, а не два, как раньше. Джоэл Каплан, близкой соратник Болтена, станет заместителем по вопросам политики. Роув вернется к своей первоначальной роли политического стратега в свете предстоящих через полгода судьбоносных промежуточных выборов.
Теперь человек, которого Буш публично назвал "архитектором" своей победы в перевыборах 2004 года, посвятит силы борьбе республиканцев за сохранение позиций в сенате и палате представителей во время ноябрьских выборов. Поражение на любом из этих рубежей позволит демократическому большинству начать серьезные расследования в конгрессе по вопросам войны в Ираке и противоречий деятельности администрации Буша, до сих пор ускользавших от внимания. Вчера вечером демократы, как и следовало ожидать, сравнили перестановки в команде Буша с "перестановкой кресел на тонущем "Титанике".
Макклеллан вернется в Техас, как только будет названо имя его преемника. Несмотря на то что его уход омрачен рекордным снижением рейтинга босса, который упал до 35%, это не его вина. Недоброжелатели говорят, что он не проявил должного блеска в роли "продавца" в администрации, забывая о том, что политика администрации была не самым лучшим товаром. Ему повезло меньше, чем его предшественнику Флейшеру, который был пресс-секретарем после терактов 11 сентября, когда вся страна объединилась в едином порыве и рейтинг Буша был вдвое выше нынешнего.