Американское Национальное управление по ядерной безопасности в среду сообщило, что завершило удаление примерно 139 фунтов ядерного топлива, обогащенного до оружейного уровня, из небольшого реактора в Узбекистане.
Его доставка в условиях секретности в Челябинск была первым примером возвращения в Россию отработанного топлива с реактора республики бывшего СССР; оно было получено из России в советские времена. Ранее возвращалось новое реакторное топливо, которое легче в обращении.
Это была первая из четырех передач из Узбекистана - акция, согласованная с США в январе и являющаяся непривычным примером тесного сотрудничества двух стран. Отношения испортились в прошлом году, после того как узбекский спецназ при поддержке бронетранспортеров открыл огонь по бежавшим заключенным и участникам антиправительственной демонстрации в Андижане.
"Такое сотрудничество важно, и особенно важно в политически трудное время", - заявил в телефонном интервью американский посол в Узбекистане Джон Пурнелл.
Возвращение топлива стоило около 11 млн долларов. Программа возвращения топлива, осуществляемая под эгидой Национального управления ядерной безопасности в сотрудничестве с Россией и МАГАТЭ, является важным элементом международных усилий по нераспространению, консолидирующим опасные материалы.
Из определенного количества обогащенного уранового топлива можно сделать примитивную атомную бомбу, а в данном случае его было достаточно.
Кроме того, отработанное ядерное топливо, хранящееся на реакторах в разных странах мира, часто радиоактивно. Если его украдут или продадут, террористы могут смешать материалы с обычной взрывчаткой и сделать "грязную бомбу", которая может распространить радиоактивное заражение на большой площади.
Отработанное топливо, возвращенное в данном случае, не одно десятилетие хранилось в специальных водоемах поблизости от реактора Института ядерной физики в пригороде Ташкента. О его изъятии объявили лишь после того, как последний бочонок с материалом прибыл на место назначения.
Возвращение нового топлива началось в 2002 году и было проведено в нескольких странах, включая входившие в советский блок Болгарию и Чехию и республику бывшего СССР Латвию. Но миссия в Узбекистане была примером того, как постсоветское государство, имеющее плохие отношения с США, сотрудничает с ними в вопросах безопасности.
МИД Узбекистана не прислал ответа на вопросы, касающиеся возвращения топлива. Но сотрудничество отражает прагматизм, а не перемены в отношениях; нет никаких признаков подвижек в сферах, подорвавших отношения между странами.
Очевидцы расправы в Андижане говорят, что во время разгрома демонстрации политической оппозиции в мае прошлого года погибли сотни людей, в том числе женщины и дети. После этого разгрома отношения Узбекистана с Западом, особенно с США, резко ухудшились.
Президент Ислам Каримов публично обвинил Вашингтон в поддержке исламских террористов, дестабилизирующих Узбекистан, а спецслужбы, заправляющие всем в любом авторитарном полицейском государстве, продолжили разрушение гражданского общества.
Независимые организации закрывают, оппозиционеров и правозащитников сажают в тюрьмы, независимых журналистов избивают, арестовывают или запугивают.
Многим западным журналистам отказывают во въезде, а информационные службы, давно работающие в стране, включая BBC, испытывают давление со стороны властей.
В конце прошлого года американские войска ушли с военного аэродрома на юге Узбекистана, которым они пользовались с 2001 года. Многие руководители узбекских спецслужб подверглись санкциям со стороны Европейского союза.
Несмотря на плохие отношения, США поблагодарили за сотрудничество в сфере ядерного нераспространения правительство Узбекистана, а также Россию и Казахстан, которые разрешили поездам с топливом проследовать через их территорию.
Посол Пурнелл и представитель американского ядерного управления Эндрю Бенявски, которые курировали возвращение узбекского топлива, заявили, что США планируют дальнейшее сотрудничество с Узбекистаном, включая перевод реактора на низкообогащенное топливо, создающее меньший риск.
Несмотря на публичные антиамериканские заявления, Узбекистан принимает и другие формы помощи, такие как помощь в охране границы. В этом году он принял около 4 млн долларов от американского Управления международного развития на программы в сфере здравоохранения, включая профилактику и лечение туберкулеза и ВИЧ-инфекции, и еще 2 млн долларов экономической помощи, в частности, на небольшие кредиты для малого бизнеса, сообщило посольство.