"В случае войны мы будем придерживаться нейтралитета"
Единственным результатом саммита великих держав планеты по иранскому кризису стало ухудшение отношений между Москвой и Вашингтоном. Собравшись в российской столице, заместители министров иностранных дел пяти стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Россия, Китай, Франция и Великобритания), а также представитель Германии, действительно не достигли никакого соглашения по шагам, которые предстоит предпринять. Но самое плохое, что каждый остался при своем мнении: такое впечатление, что нефтяной шантаж режима аятолл уже привел к расколу международного сообщества.
Кремль заявил, что будет придерживаться нейтралитета в случае рокового американского военного вмешательства в Иране, которое многие уже считают вопросом решенным. Москва также заявила, что не прекратит поставок вооружения Исламской республике. В ответ Вашингтон потребовал от всех стран, в первую очередь от Москвы, прервать сотрудничество с Ираном.
"Так же, как это было в 2001 году в отношении Афганистана, если международный кризис, связанный с иранской ядерной программой, приведет к возникновению вооруженного конфликта, наша армия не будет выступать ни на чьей стороне, - заявил вчера утром начальник Генерального Штаба ВС РФ генерал Юрий Балуевский. - "Несмотря на обострение ситуации, мы будем полностью соблюдать соглашения, подписанные с Тегераном по поставкам противоракетных комплексов "Тор-М1", которые являются не стратегическим, а оборонительным оружием". Речь идет о контракте, подписанном двумя сторонами, на поставку семи ракетных зенитных батарей на общую сумму около миллиарда долларов.
Несколько дней назад тот же генерал Балуевский выразил уверенность, что "иранские ядерные программы не могут завершиться ни в ближайшем будущем, ни в отдаленной перспективе созданием атомного оружия".
Некоторое время спустя последовала реплика заместителя госсекретаря США Николаса Бернса, принимавшего участие в московском саммите. "Все страны должны прервать сотрудничество с Ираном в ядерной области: это касается и атомной станции в Бушере". Это первый иранский ядерный объект гражданского назначения, завершением сооружения которого занимается Москва в соответствии с контрактом стоимостью свыше миллиарда долларов. Затем Бернс отметил, что Вашингтон "не отказывается от дипломатического подхода и полагает, что достижение решения путем переговоров возможно". Заместитель госсекретаря США подверг осуждению продажу российских ракет Тегерану, заявив, что "ни одна страна не должна продавать оружие такому режиму".
И вчера совершенно неожиданно Тегеран обратился с просьбой об участии в проходящей встрече, чтобы прояснить свою позицию и, как заявил министр иностранных дел Манушехр Моттаки, "найти выход из кризиса". Исламская республика направила в Москву делегацию высокого уровня, которая должна была объяснить шести странам суть своей ядерной программы. Встретившись с представителями "трио", англо-франко-немецкой делегацией, которая должна вести переговоры, Иран попытался перехватить инициативу и предложил Европейскому союзу принять участие в процессе обогащения урана, необходимого для производства атомной энергии.
Русский саммит должен был завершиться еще два дня назад. Но его продолжительность была увеличена в ожидании разъяснений Высшего совета Ирана по безопасности.