Российский журналист Григорий Пасько о зависимости и продажности прессы при Путине
- Господин Пасько, как критически настроенный в отношении Кремля журналист, опасаетесь ли вы, что с вами может произойти нечто подобное тому, что произошло с вашей коллегой и знакомой Анной Политковской, убитой в октябре 2006 года?
- Любой журналист, критикующий власть, скажет вам - если, конечно, он захочет говорить откровенно - что он постоянно живет с этим страхом. Мне легче - я уже давно избавился от многих страхов.
- После того как в 1997 году вы, будучи военным журналистом, сняли фильм о сбросе с российского военного корабля в Японское море ядерных отходов, вызвав тем самым экологический скандал, вы были осуждены за измену родине и отсидели около трех лет в тюрьме, в том числе шесть месяцев - в исправительно-трудовом лагере. Изменил ли этот опыт вашу работу как журналиста?
- Я работаю сегодня так же, как и раньше. Я уверен, что каждый раз подвергаюсь опасности снова угодить в тюрьму. Я смирился с этим риском. Но если никто не будет заниматься темами, из которых делается большая тайна, общественность никогда не узнает, что там происходит.
- В настоящее время вы занимаетесь российским трубопроводными проектами.
- Возьмем, к примеру, Балтийский газопровод, который пройдет по дну Балтийского моря. Он, несомненно, принесет немцам много газа, и им будет счастье. Но российским гражданам он не принесет ни того, ни другого, поскольку прибыль осядет в карманах небольшой группы людей. Другой аспект - это вопрос о том, сколько стоят такие проекты. Как может получится, чтобы строительство газопровода сначала оценивалось в 2 млрд, а затем затраты выросли до 6 млрд? Если бы в ситуации со стоимостью строительства речь шла о деньгах Владимира Путина, Герхарда Шредера или главы "Газпрома" Алексея Миллера, то суммы бы меня не интересовали. Но эти деньги принадлежат российским гражданам, налогоплательщикам, из карманов которых их уводят.
- Почему российские СМИ не пишут об этом?
- Я говорил со многими журналистами из тех городов, через которые будет проходить ветка газопровода. Я спрашивал их, почему они не пишут о том, что я увидел собственными глазами. И они мне ответили: "Нам заплатил "Газпром".
- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние российской прессы?
- За шесть лет пребывания Путина у власти 21 журналист убит, против журналистов проведено 300 расследований. Те журналисты, которые позволяют себе критиковать власть, подвергаются избиениям и больше не получают доступа к информации, а иностранные журналисты лишаются доступа в страну. Когда президент или другой представитель Кремля дает пресс-конференцию, к участию в ней допускаются только журналисты, дружественные к власти, так что задаются только те вопросы, которые предварительно обсуждались с пресс-службой президента. Сегодняшняя Дума планирует изменить закон о свободе слова. При этом права журналистов будут сильно ограничены. Уже сегодня журналисты в два счета могут попасть под суд, и в 99% случаев правосудие будет на стороне обвинения.
- Недавно в России были опубликованы результаты опросов, согласно которым Владимир Путин пользуется симпатиями 80% населения страны, 70% опрошенных признались, что в случае выборов проголосовали бы за его кандидатуру.
- В эти официальные данные я не верю. Кроме того, большая часть населения страны получает информацию через подконтрольные государству телеканалы, "Первый канал" или "НТВ", которые никогда не говорят о Путине в критическом тоне. Путин - это продукт, созданный телевидением. В эфире показывается, как он катается на лыжах, как занимается борьбой, - все это создает его имидж. Отсюда и популярность в стране.
- Если принять во внимание популярность Путина, то можно подумать, что многие русские совсем не заинтересованы в демократии.
- Если люди не знают, что такое демократия, они не могут решить, хотят они ее или нет. Они должны сначала получить шанс попробовать, что это такое. Поэтому нужно дать людям возможность принимать решение в ходе свободных выборов. Вполне возможно, что желающих будет больше, чем кажется.
- Если учесть, что СМИ подконтрольны государству, не стоит ожидать, что люди будут просвещены в этом вопросе.
- Можно считать, что независимых СМИ почти не осталось, а те немногие, что еще уцелели, имеют ничтожное влияние на население.
- "Эхо Москвы" считается единственной радиостанцией, которая еще не контролируется Кремлем. Почему она еще существует?
- Ей разрешено существовать. Чтобы Кремль мог еще что-то предъявить, когда речь заходит о том, есть ли в России независимые СМИ. Есть еще "Новая газета" - одна из последних независимых газет. Но больше нет телеканалов, которые освещают события по-настоящему критично, это сочли излишним, поскольку львиная доля населения получает информацию посредством телевизора и таким образом подвергается манипулированию.
- Насколько интернет может "просвещать" население?
- Согласно официальной статистике, в России насчитывается 25 млн интернет-пользователей. Скорее всего, их меньше. Но власти уже ищут способ подчинить своему контролю и интернет.
- В России существует много журналистов, которые тесно сотрудничают с властью и работают на нее в качестве имиджмейкеров. Почему они позволяют так себя использовать?
- Каждый волен сам решать, на кого ему работать. Многие боятся потерять зарплату или впасть в немилость. Если они работают не так, как хочет Путин, они живут в страхе, что их могут арестовать или даже убить. Вместе с тем в России есть много добросовестных, критичных журналистов, возможности которых публиковать свои статьи сильно ограничены. Однажды я, например, писал статью для одной газеты, и, когда она была готова, газета даже согласилась ее напечатать - но только под псевдонимом. С этим я, конечно, не мог согласиться - я считаю, что заслужил право ставить свое имя под своими мыслями.
- Кто может оказывать сегодня давление на российские власти?
- Первым из тех, кто продемонстрировал свое несогласие с курсом Путина, был экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. Он был первым, кто открыто подверг критике власть в связи с тем, что она вмешивается в экономику. Ходорковский сидит в тюрьме. Этот случай очень хорошо продемонстрировал природу сегодняшних реалий: там, где при Сталине и Брежневе была идеология, при Путине речь идет только о зарабатывании денег.
- Какую роль в сегодняшней России играют олигархи?
- После ареста Ходорковского олигархи вызывают у меня лишь сострадание и отвращение. Они были построены в один ряд, как солдаты, и теперь делают только то, что им диктует окружение Путина.
- Чего вы добились в тот раз, когда разоблачили сброс ядерных отходов?
- После моего фильма Россия прекратила сбрасывать в море радиоактивные отходы, хотя до этого занималась этим 30 лет. Теперь просто так нельзя спустить в море ядерные отходы, и этого достаточно для меня, чтобы утверждать, что я выполнил свой журналистский долг.