20 августа 2009 г.

Марк Хендерсон | The Times

"Неоткрытие" ряби пространства-времени позволило увидеть рождение Вселенной

Как пишет The Times, американским ученым из лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории (LIGO) не удалось "поймать" предсказанную еще сто лет назад великим физиком Альбертом Эйнштейном "рябь" пространства-времени, но вместо этого они смогли увидеть состояние нашей Вселенной всего через 60 секунд после Большого взрыва. Ранее физикам не удавалось заглянуть глубже периода в 380 тысяч лет.

Обсерватория LIGO, как пишет издание, была создана в 2005 году, и ее главной целью является поиск гравитационных волн, которые, как считается, вытягивают и сжимают пространственно-временной континуум. Впервые они были предсказаны Альбертом Эйнштейном в его теории относительности. Такие события, как взрыв сверхновой звезды или столкновение двух черных дыр, должно производить более всего подобных волн. Их существование в теории принимается астрофизиками, однако до настоящего времени они ни разу не были обнаружены непосредственно.

Дело в том, что эти волны крайне трудно обнаружить. К примеру, на расстоянии между Землей и Альфа Центаврой (4,3 световых года) гравитационная волна может деформировать пространство менее чем на толщину человеческого волоса.

В том числе они не были обнаружены и учеными из LIGO. Как поясняет издание, то, что гравитационные волны до сих не были обнаружены, значительно сужает число теоретических моделей, описывающих первые мгновения существования Вселенной.

Более того, согласно отчету об исследовании, который был опубликован в журнале Nature, гравитационно-волновые обсерватории позволят ученым заглянуть "глубже" в историю нашей Вселенной. Дело в том, что современные телескопы, использующие электромагнетический спектр, не способны "видеть" первые 380 тысяч лет Вселенной.

Источник: The Times