"Чтобы понять, почему Владимир Путин принимает такие жесткие меры против Pussy Riot и мятежной интеллигенции, достаточно взглянуть на Китай. Там коммунистическое руководство уже больше двух десятилетий подавляет самую тихую критику гражданского общества - и это привело к политической стабильности, экономическому успеху и уважению на международной арене", - пишет Эрик Фрай для Der Standard.
Однако, продолжает автор, "Путин не замечает, что Россия отличается от Китая. Его стране не хватает старательных рабочих и дельных менеджеров, которые создали китайское экономическое чудо в надежде на более высокие жизненные стандарты и поэтому мирятся с отсутствием участия в политических решениях и болезненно высокой коррупцией. В России же нет среднего класса, который верит в то, что будущее - за его страной, и поэтому довольно охотно - как когда-то в Германии времен кайзера Вильгельма - подчиняется решениям своих элит. А коррупция, по большинству оценок, в России еще выше, чем в Китае".
Легитимность правления Путина, отмечает Фрай, до недавнего времени основывалась на том, что большинству россиян жилось несколько лучше, чем раньше. Если этого не будет, прогнозирует Фрай, Путину придется усилить репрессии, иначе он постепенно утратит власть.
Однако, продолжает автор, сегодня на распутье находится и Китай. "Авторитарная модель власти явно связывается с экономическим ростом, но только до некоторого среднего уровня доходов, которого Китай, возможно, скоро достигнет", - пишет он. Дальнейшего экономического роста можно добиться только благодаря креативности и предприимчивости среднего класса. А ему, продолжает автор, "нужно дать ощущение, что его слышат, и прекратить подавлять любую критику в зародыше. Иначе грозит такой же застой, что и в России, только без нефти и газа".