Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 декабря 2004 г.

Патрик Сен-Поль | Le Figaro

Шимон Перес: "Решение в виде двух государств - это единственный выход"

В интервью Le Figaro лидер Партии труда Шимон Перес, который скоро станет членом израильского правительства, рассказывает, почему его партия поддерживает план ухода из Газы.

- Близки ли вы к соглашению с "Ликудом", партией Ариэля Шарона, о формировании правительства национального единства?

- Рассудочно мы готовы к соглашению. Эмоционально мы еще далеки от этого. Мы зажаты между Фрейдом и картезианской ситуацией.

- Почему вы хотите вступить в правительство национального единства, несмотря на то что предыдущий опыт закончился для вас поражением на выборах?

- Мы проиграли выборы не потому, что входили в правительство единства, а потому, что один из наших лидеров (Ариэль Шарон. - Le Figaro) заявил об отсутствии партнера с палестинской стороны. Раз нет палестинского партнера, значит - односторонний выход. Это нас и погубило.

- Предлагали ли вам пост премьер-министра?

- Рабочей партии следовало бы задуматься над тем, что для не лучше: быть третьей силой в правительстве или шестой силой в парламенте? Будучи внутри правительства, можно влиять на ход событий независимо от занимаемого положения. В последний раз, когда мы были в правительстве, это привело, в частности, к принятию "Дорожной карты" по созданию палестинского государства. Сегодня мы хотим гарантировать выполнение плана ухода из Газы.

- Существует ли с палестинской стороны партнер в лице Махмуда Аббаса?

- Думаю, что да. Сейчас очередь Ариэля Шарона четко заявить о своей позиции.

- Является ли разоружение "Хамаса" и других вооруженных группировок предварительным условием возобновления диалога с Махмудом Аббасом? Или перемирия с другими группировками достаточно для начала?

- В его интересах разоружить эти группировки. Если он этого не сделает, они его потопят. "Хамас" и "Джихад" не могут и дальше сводить на нет все надежды палестинцев. Махмуд Аббас сказал, что террор наносит вред палестинцам, и давайте ему поверим. Если он думает, что сможет добиться этого путем переговоров с "Хамасом" и "Джихадом", очень хорошо. Но под его контролем находится 30-40 тысяч полицейских. Его аргументы станут гораздо более убедительными, если он встанет во главе хорошо организованной силы.

- Если Израиль запретит полицейским носить оружие, как они смогут наводить порядок?

- Имея 30 тысяч полицейских в Газе, Палестинская администрация может контролировать там обстановку. У палестинских подразделений достаточно оружия, чтобы победить террористов.

- Если они применят его на Западном берегу, израильские солдаты откроют по ним огонь...

- Пусть начнут с Газы. Это может послужить моделью.

- Может ли уход из Газы дать толчок к возобновлению мирного процесса, который привел бы к созданию палестинского государства?

- Впервые в Израиле существует большинство - и в парламенте, и в общественном мнении, - выступающее за создание палестинского государства. И хотя я не вполне согласен с Шароном относительно перспектив, я предпочитаю не очень хороший план, поддерживаемый большинством, блестящему плану, обреченному на провал без поддержки большинства. В этом разница между мной и некоторыми моими коллегами.

- Как можно будет обеспечить экономическую жизнеспособность Газы, если она наглухо заблокирована Израилем, не имеет порта и аэропорта?

- У Газы должны быть порт и аэропорт. А Израиль должен открыть Филадельфийский коридор (пограничную линию между Египтом и сектором Газа. - Le Figaro) для того, чтобы появилась хотя бы свобода передвижения на юг. Им нужно предоставить связь с Западным берегом - может быть, железнодорожную. Мы понимаем, что не в наших интересах оставить палестинцев Газы умирать от голода. Нужно разрешить им ловить рыбу, возделывать землю. Мы должны также найти решение водной проблемы.

- Некоторые опасаются, что уход из Газы является всего лишь средством усиления контроля над Западным берегом...

- Уйти из Газы лучше, чем вообще ничего не сделать. Шансы на демонтаж поселений сегодня велики как никогда. Это хороший процесс. Ради мира нужно рисковать.

- Было ли создание поселений на Западном берегу и в секторе Газа исторической ошибкой?

- Да. Карту поселений невозможно вписать в карту мира.

- Признаете ли вы свою долю ответственности за это? Многие поселения были построены, когда вы были на посту.

- До 1977 года было не больше 22 поселений и 6 тысяч поселенцев. Этот феномен получил развитие лишь с приходом к власти "Ликуда". После Осло мы обнаружили, что правительство выдало разрешения на постройку 24 тысяч домов. Нам удалось заблокировать сооружение 12 тысяч из них. Но оставшееся количество было слишком большим, чтобы не допустить их строительства законным путем. Сегодня "Ликуд" признает, что совершил ошибку. "Ликуд" был отцом колонизации, сейчас именно на нем лежит ответственность за демонтаж поселений.

- Зачем нужны попытки достичь мира путем промежуточных соглашений, которые заканчиваются провалом одна за другой? Не лучше ли поработать над окончательным соглашением?

- Если вы попытаетесь сегодня выработать глобальный план, вы наткнетесь на проблему Иерусалима, проблему беженцев. По этим вопросам сегодня нет единодушного мнения большинства. Либо мы прыгаем выше, либо идем дальше. Всякий раз, когда мы пытались прыгнуть выше, мы в конце концов ломали себе шею - как Эхуд Барак в Кемп-Дэвиде.

- Будет ли похож окончательный план на то, что было предложено в Женевской инициативе? Палестинское государство в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме?

- Уже давно решение в виде двух государств является единственно возможным решением. Еще Бен Гурион склонялся к нему. В действительности есть два варианта. Либо отдать землю, чтобы обеспечить за евреями большинство. Либо удержать все земли и потерять это большинство. Даже Шарон в конце концов признал, что, если раздела не произойдет, он сможет победить террор, но не демографию. Что касается Иерусалима, то принимать решение в нынешней атмосфере было бы ошибкой. Мы должны изменить атмосферу, и тогда возможности появятся.

- Был ли Арафат, на ваш взгляд, единственным препятствием на пути к миру?

- Поначалу Арафат не был препятствием. Но он хотел нравиться своему народу, вместо того чтобы им руководить. Я не думаю, что он был инициатором террора. Но я уверен, что он его не остановил. Отказавшись положить ему конец, он потерял доверие Израиля и остального мира.

- Что остается сегодня из того, чего вы добились вместе с Ясиром Арафатом и Ицхаком Рабином?

- В Осло мы создали партнера, которого раньше не было. В Осло мы создали карту. Карту 1967 года, которой палестинцы выразили поддержку, и без которой мира не могло быть. Если бы мы цеплялись за границы 1947 года, на мир не было бы ни малейшего шанса. Достижение его требует больше времени, чем предполагалось. Но люди моего поколения обязаны добиться мира и принять нелегкие решения, чтобы позволить молодым поколениям вести менее трудную жизнь.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru