20 декабря 2006 г.

Марк Дерр | The New York Times

Ученые, возможно, нашли бабочек Набокова

В 1940-х годах, за десять лет до того, как на автора "Лолиты" обрушилась мировая слава, Владимир Набоков обеспечил себе солидную репутацию, предложив новую классификацию бабочек рода Lycaeides - голубянок.

Набоков разделил голубянок на два основных подвида - Lycaeides Melissa и Lycaeides idas. Он также выдвинул гипотезу, что голубянки, которых он обнаружил в Тетонских горах и горах Колорадо, являются гибридом этих двух подвидов, но он не обладал достаточным инструментарием, чтобы это доказать.

Теперь же группа ученых из Техасского государственного университета, Университета Калифорнии в Дэвисе, Университета Невады в Рино и Университета Теннеси выдвинула предположение, что "безымянная" популяция горных голубянок в горах Сьерра-Невада является гибридом, сформировавшимся в результате древнего слияния видов Lycaeides melissa и Lycaeides idas.

Эти голубянки населили лишенный деревьев горный район на большей высоте, чем та, на которой находился ареал обитания их прародителей, говорит Захария Гомперт, аспирант-биолог из Техасского государственного университета и основной автор работы, опубликованной в интернет-версии журнала Science. Lycaeides melissa обитают в области Большого Бассейна на восточном склоне гор Сьерра-Невада, а Lycaeides idas встречаются на влажных лугах, доходящих до середины западного склона.

В сочетании с другими поведенческими и физическими изменениями сдвиг ареала обитания изолировал горных голубянок от их прародителей в репродуктивном смысле, что является обязательным условием для предоставления им статуса отдельного вида, говорит Гомперт.

Горные голубянки предпочитают выбирать партнеров с таким же, как у них, узором на крыльях, говорит Гомперт.

Геном горных голубянок представляет собой мозаичную смесь из геномов прародителей, добавляет он, а также содержит в хромосомах информацию, указывающую на то, что возраст горных голубянок как вида - 440 тысяч лет - существенно меньше, чем у Lycaeides melissa или Lycaeides idas, появившихся соответственно 1,9 млн и 1,26 млн лет назад.

В период наступления ледника, рассуждает ученый, небольшие группы, в которых были представлены два вида прародителей этих бабочек, оказались изолированы в своеобразном кармане, произошло скрещивание, а их гибридное потомство выжило.

Исследовательская группа планирует провести поиски популяций гибридной голубянки в других горных районах, говорит доктор Крис Найс, профессор биологии Техасского государственного университета и научный руководитель проекта.

Стандартная точка зрения биологов всегда сводилась к тому, что новый вид отщепляется от существующего вида прародителя. Считается, что это происходит в случае, если он в связи с географическими, генетическими или поведенческими изменениями оказывается репродуктивно изолирован.

Спаривание между разными видами, предположительно, ведет к появлению особей, не способных к размножению (мулы) или требующих непрерывного обратного скрещивания с особями родительского вида.

Однако с развитием инструментария молекулярной биологии ученым удалось продемонстрировать, что генетический дрейф между видами, подвидами и популяциями является гораздо более распространенным явлением, чем обычно считалось. Ученые выделяют все больше гибридных видов растений и животных.

"Чистых видов не так уж много", - говорит доктор Лорен Ризберг, эксперт по скрещиванию растений из Университета Британской Колумбии.

Наиболее бурно обсуждаемый гибридный вид - это рыжий волк, который, согласно генетическим данным, является результатом скрещивания обыкновенного волка и койота. Однако Служба США по охране рыбных водоемов и горной природы, а также некоторые ученые настаивают, что этот волк - абориген юго-восточной части Соединенных Штатов, который, когда численность популяции начала уменьшаться, стал спариваться с койотами, которых было в изобилии. Чтобы рыжего волка не "поглотили" койоты, эта служба в 1980 году начала программу по выведению и сохранению "чистого" рыжего волка.

Доктор Джон Мельник, директор Центра экологических исследований в Университете Колумбии, говорит: "Мы действительно усваиваем, что эволюция представляет собой более сложный и динамичный процесс, чем многие из нас думали раньше".

Источник: The New York Times