Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 декабря 2006 г.

Хелле Дейл | The Washington Times

Россия движется назад

Британцы такие нежные и чувствительные! Они кипятятся всего-навсего из-за того, что российский шпион Александр Литвиненко был отравлен в Лондоне крайне радиоактивным полонием-210 стоимостью 10 млн долларов, количество которого примерно в десять раз превосходило летальную дозу. По мнению московских СМИ, британцам пора уже повзрослеть. Три главных российских государственных телеканала на прошлой неделе начинали главные выпуски новостей с сюжетов "Британия на грани паники".

В действительности российские власти так раздосадованы "гиперреакцией" международных средств массовой информации на это дело, что рассматривают возможность иска о клевете. Согласно сообщению, размещенному в пятницу на сайте российской телекомпании Russia Today, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям собирает публикации в мировой прессе, касающиеся этого дела. Министр обороны Сергей Иванов заявил, что освещение этого дела в западных СМИ напоминает ему не что-нибудь, а пропаганду времен холодной войны.

Уже из-за гроба, умерев медленной и мучительной смертью от радиоактивного отравления 23 ноября в британской больнице, Литвиненко через своего друга обвинил российского президента Владимира Путина в организации этого убийства. Его смерть, по его словам, "будет отдаваться, господин Путин, у вас в ушах до конца ваших дней".

Еще до того, как Литвиненко заболел, он утверждал, что ранее получил приказ от ФСБ убить Бориса Березовского, а в интервью "Голосу Америки" обвинял Путина в том, что тот приказал убить российскую журналистку Анну Политковскую, чтобы заставить ее замолчать и запугать других журналистов.

Вскоре после того, как Литвиненко попал в больницу, гораздо более известный россиянин, бывший премьер-министр Егор Гайдар, таинственным образом заболел во время поездки в Ирландию, усилив ощущение, что определенно происходит нечто мрачное. Кроме того, радиоактивный материал в тех количествах, которые были использованы против Литвиненко, не так легко достать, но по чистой случайности этот смертельный изотоп производится в России.

Российские власти парируют: Литвиненко даже не был шпионом, это просто бывший тюремный охранник из спецслужб, которого уволили в то время, когда Путин возглавлял ведомство, а Иванов был его заместителем, это малозначительная фигура. Зачем убивать кого-то столь ничтожного? Возможно, затем, что устрашение - стратегия не хуже других, если надо заставить замолчать большие группы людей.

Российским властям это не нравится, однако очевидно, что подозрения падают на тех, на кого падают, даже если нет прямых доказательств, кто именно убил Литвиненко. Раз правительство Путина, несмотря на заявления о приверженности свободе слова, приложило значительные усилия к тому, чтобы заткнуть рот своим критикам, то сообщничество Кремля является вполне правдоподобным сценарием. Такой сценарий согласуется с усилиями российских властей по истреблению внутренней критики: в России независимые электронные СМИ были поставлены под контроль с помощью запугивания, судебного преследования и лишения свободы медиамагнатов и других крупных бизнесменов. Печатная пресса тоже ощущает давление, но ее труднее контролировать, чем госканалы. По данным доклада Freedom House о свободе прессы в 2006 году, Россия в период путинского правления скатилась в конец списка.

Здравый смысл подсказывает, что не только российские средства массовой информации пали жертвой тяжелых времен. Когда свобода прессы - как бы ни раздражались на нас временами сильные мира сего - улетучивается, вместе с ней исчезает и ряд других столпов свободного общества. Неправительственные организации, действующие в России, тоже чувствуют прессинг. На их пути ставятся все новые и новые препоны, которые они должны преодолеть, чтобы им разрешили работать; они чувствуют, как им в спину дышат российские власти, грозя отнять лицензии. В обществе снова повсеместно распространяется страх, а подслушивание становится нормой. Энергетические богатства стали новым инструментом реализации российских претензий на региональное лидерство. И, как это ни печально, российская демократия окаменела и превратилась в подпорку для диктата президентской власти.

Если бы Россия была по-настоящему преобразившимся обществом, на что мы когда-то надеялись, ее власти не стали бы делать проблему из расследования ужасного убийства. Но нет, российское правительство и его рупоры в СМИ предпочли наброситься на британских следователей - и даже на британское общество - уподобляя их трусливым, нервным барышням. Вряд ли такой подход убедит кого-нибудь на Западе, результат может быть одним: на Россию впредь будут смотреть с еще большим подозрением. Может даже случиться, что Европа проснется и почувствует запах полония.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru