Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 февраля 2001 г.

Сюзан Сакс | The New York Times

На русскоязычном телевидении царит такой же беспорядок, как в Москве

Большинство иммигрантов из бывшего СССР, думая, что борьба за власть и интриги остались позади, становятся сегодня свидетелями телевизионных войн.

Последние 16 месяцев крупнейшие московские медиа-магнаты и нью-йоркские предприниматели стали активно предлагать русскоязычным американцам российские программы. Сейчас, когда конкуренция среди кабельных и спутниковых каналов становится все более ожесточенной, происходят перемены, которые могут радикально изменить расстановку сил на рынке русскоязычного вещания.

Эти перемены отчасти связаны с хаосом на российском телевидении, которое является основным поставщиком программ, транслируемых компаниями большого Нью-Йорка и адресованных все более возрастающему числу русских иммигрантов.

Одна из компаний, базирующаяся в Нью-Джерси и имеющая отношение к Борису Березовскому - видному российскому бизнесмену, которому в Москве предъявлено обвинение в мошенничестве - на прошлой неделе приостановила производство местных программ и не выплатила своим сотрудникам зарплату за месяц. Эта компания - TVR Network - ретранслирует программы телеканала ОРТ, еще несколько месяцев назад котролировавшегося Березовским.

Будущее второй русскоязычной телекомпании в Нью-Йорке тоже неопределенно из-за коммерческих и политических проблем, возникших у ее основателя Владимира Гусинского - еще одного российского

магната, преследуемого Генпрокуратурой России. Базирующаяся в Манхэттене компания "NTV International" почти все свои программы получает от НТВ Гусинского.

Между тем некоторые компании ведут борьбу в суде за обломки третьей русскоязычной станции "RTN/WMNB", базирующейся в Форте Ли (Нью-Джерси). Одно время она занимала господствующее положение на русскоязычном телевизионном рынке, однако почти два года назад раскололась на части в результате банкротства. Марк Голуб - раввин из Коннектикута, ставший владельцем телевещательной компании - пытается вернуть компании зрителей, используя программы российского правительственного телеканала РТР.

Благодаря доступу к кабельным и спутниковым телеканалам, многие другие группы иммигрантов уже могут смотреть телевидение тех стран, откуда они прибыли, а также местные телешоу, демонстрируемые на их родном языке.

Однако именно потому, что телевидение в России неразрывно связано с политикой, русские иммигранты в США оказались особенно требовательной аудиторией. "Американцы российского происхождения сильно отличаются от русских по телевизионным вкусам и потребностям, - заявил бывший инвестиционный банкир Давид Моро, в настоящее время ведущий переговоры о покупке испытывающей финансовые проблемы компании "TVR Network" в Сикокусе (Нью-Джерси).- Приезжающие сюда из России представители деловых кругов не всегда это понимают."

По самым оптимистическим прогнозам, в национальном масштабе русский язык считают первым приблизительно в 400 000 семей. В большом Нью-Йорке - там самая большая концентрация иммигрантов из бывшего СССР - около 140 000 семей являются потенциальными потребителями русскоязычных программ.

Однако местные телекомпании, которые рассчитывают на эту аудиторию, ослаблены своими внутренними судебными баталиями, а также перипетиями московских медиа-войн и, поэтому, сумели охватить лишь половину потенциальных подписчиков в большом Нью-Йорке.

Если Моро и его партнерам удастся купить "TVR Network", это может изменить соотношение сил не в пользу крупных российских медиа-магнатов.

К примеру, TVR начало свою деятельность всего полгода назад, имея эксклюзивное право на ретрансляцию программ ОРТ и его родственного кабельного телеканала ТВ-6. Оба московских канала принадлежали Березовскому - видному московскому бизнесмену, в период правления Бориса Ельцина пользовавшемуся в Кремле большим влиянием.

Однако с тех пор Березовский поссорился с новым российским президентом Владимиром Путиным и недавно продал свои акции ОРТ, которые сейчас оказались в руках российского правительства. Он отказался также от своего места в Думе и уехал из России, заявив, что в стране создалась слишком опасная обстановка для бизнесменов и журналистов.

Точное место TVR в российских холдингах магната неясно. По словам одного из руководителей станции Григория Антимония, его владельцем - по крайней мере косвенным - является Березовский. И Моро, владеющий двумя русскоязычными радиостанциями, подчеркнул, что Березовский продает ему TVR. "Мы с ним договорились о сделке,- подчеркнул Моро,- и теперь я веду переговоры с его людьми." Попытки получить комментарии от Березовского, который, по имеющимся сведениям, находится в Европе, получить не удалось.

Российские проблемы не дают покоя и "NTV International", которая теперь стала русскоязычной компанией, имеющей наибольшую аудиторию в США. Она принадлежит холдингу Гусинского "Медиа-МОСТ" - в его состав входит также единственный в России общенациональный независимый телеканал НТВ.

Гусинский тоже стал объектом нападок со стороны администрации Путина, которая требует у Испании его выдачи в связи с предъявленными в Москве магнату обвинениями в мошенничестве. Тем временем вокруг НТВ сейчас ведутся интенсивные переговоры - контроль над ним хотят получить как "Газпром", так и группа инвесторов во главе с Тедом Тернером.

Судьба НТВ в конце концов скажется на "NTV International", которая ретранслирует программы НТВ и лишь час-два в неделю демонстрирует шоу местного производства. По словам одного из руководителей "NTV International" Сергея Шестакова, проблемы компании-учредителя пока не отразились на ее операциях в США.

Подобно другим станциям, вещающим на иностранных языках, русскоязычные программы распространяются по спутниковым или кабельным каналам, или тем и другим одновременно. У большинства русскоязычных американцев, проживающих в таких крупных городах, как Нью-Йорк, выбор невелик; они обычно имеют возможность подписаться только на услугу, предоставляемую в их многоквартирном доме.

Это не мешает русским иммигрантам активно приобретать акции всех этих компаний; иногда они начинают обвинять друг друга в том, что их программы имеют слишком местную или русскую направленность, что они уделяют слишком большое или незначительное внимание евреям. Однажды одна компания обвинила другую в том, что та является платформой для бывших коммунистов.

Большинство русскоязычных нью-йоркцев - евреи, но они поделены на тех, кто прибыл сюда 20 лет назад (речь идет о советских диссидентах), и тех, кто иммигрировал в США за последние 10 лет вольного эксперимента России с демократией.

"Среди наших подписчиков есть представители всех волн иммиграции и всех возрастов, в связи с чем нам непросто удовлетворить все вкусы,- отметил Шестаков.- Но все они в той или иной степени относятся к своей родине довольно эмоционально."

Маркетинг среди русских эмигрантов затруднен их двойственным отношением к своей родине: в каждой семье разгораются споры между теми, кто с ностальгией вспоминает о ней, и теми, кто призывает сказать старой культуре "скатертью дорога".

"Наши русскоязычные телеканалы должны давать больше информации о нашей новой жизни - американской жизни, избирательной системе, артистах и т.д.",- заявил Михаэль Немировский, ведущий еженедельного 30-минутного шоу на русском языке, посвященного Израилю. Оно выходит на WMRB - крошечной бруклинской компании, арендующей 10 часов в неделю у "Cablevision Systems" для показа в Нью-Йорке программ на русском языке.

Раввин Голуб - первоначальный владелец WMNB, продавщий компанию, а в прошлом году вновь выкупивший ее у кредиторов - ретрансливует программы другого российского телеканала - РТР. Он готовит также свои собственные программы и ток-шоу с участием русских иммигрантов.

Он создает свою станцию из остатков того, что когда-то было самой преуспевающей в США русскоязычной вещательной компанией - WMNB. В результате сложного механизма продаж и объединений, в конце концов в 1999 году она обанкротилась.

По словам Моро, который одно время ей руководил, в пору расцвета у компании было около 68 000 подписчиков спутниковых и кабельных каналов. С момента восстановления вещания в полном объеме (это произошло 3 месяца назад), раввин Голуб сумел найти для возрожденной WMNB около 12 000 подписчиков.

По его словам, хотя он занимается бизнесом, он считает русских эмигрантов одной семьей. "В настоящее время мы не получаем никакой прибыли,- признался он.- Однако высокая оценка, которую дает нашей работе община русских эмигрантов, это лучше, чем ничего."

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru