Кто станет преемником Владимира Путина? Будет ли преемник вообще? Если да, то сейчас внимание иностранных партнеров России сконцентрировано на двух персоналиях: вице-премьерах Дмитрии Медведеве и Сергее Иванове
Между двумя очевидными наследниками Владимира Путина установилось равновесие. Чуть больше года назад президент возвел Дмитрия Медведева, тогда главу администрации президента, в ранг первого заместителя председателя правительства, а Сергей Иванов, министр обороны, стал вице-премьером только что. Эта перестановка была воспринята как знак: Путин хочет, чтобы фавориты из числа потенциальных преемников получили опыт общественной жизни и окончательно сформировали свои позиции.
В январе споры о выборах марта 2008 года разгорелись с новой силой после того, как Дмитрий Медведев возглавил российскую делегацию на ежегодном форуме в Давосе. Более молодой и менее известный из двух наследников вышел вперед, обрел международное лицо в глазах бомонда мировых лидеров. Официальные российские СМИ детально проанализировали это событие, увидев в нем репетицию для кандидата в президенты. Медведев, воспользовавшись случаем, рассказал о растущей российской экономике и сформулировал довольно умеренную политику в энергетической и инвестиционной сферах. В общем, он произвел очень хорошее впечатление.
Впоследствии Путин сделал акцент на стратегических вопросах и восстановил порядок в иерархии. Сергей Иванов был назначен первым вице-премьером, как и Медведев. Две наиболее вероятные кандидатуры у всех на виду, но кто же станет будущим президентом?
Британская газета The Economist писала в декабре, что Путин собственноручно выберет преемника. 1 февраля президент заявил во всеуслышание, что у него не будет "преемника" как такового, а будут кандидаты на пост президента, и он скажет о своих предпочтениях в конце года, когда кандидаты уже вступят в предвыборную борьбу.
В давосских коридорах российские "инсайдеры" утверждали, что ничего еще не известно, что, возможно, кандидатом будет не Медведев и не Иванов, и что в любом случае надо дождаться октября, когда о своем выборе объявит партия "Единая Россия", которой принадлежит подавляющее большинство в Государственной думе.
Дмитрий Медведев так же мало известен, как мало известен был Путин в момент вступления на пост президента. У них сложились дружеские отношения во время совместной работы в Санкт-Петербурге. В воспоминаниях, опубликованных в 2000 году, Путин рассказывает, как, будучи заместителем мэра при Анатолии Собчаке, он сделал Медведева своим главным советником по рекомендации юридического факультета. Когда Собчак ушел с должности мэра в 1996 году, Медведев вернулся в университет. Четыре года спустя Путин пригласил его руководить своей избирательной кампанией. С тех пор он занимает высокие посты в администрации президента и в руководстве "Газпрома". В 2006 году ему поручено контролировать реализацию "национальных проектов" - программ, разработанных для улучшения системы образования, инфраструктуры и здравоохранения.
Сергей Иванов, напротив, хорошо известен в среде международных отношений и безопасности. Он возглавлял Совет безопасности, потом был назначен министром обороны. Он отлично говорит по-английски, много путешествовал, нередко появлялся на американском телевидении. Как и Медведев, он удостоился особого упоминания в мемуарах Путина как человек, которому президент полностью доверяет и которого он хотел бы видеть в своей команде.
Повышение Иванова может быть рассмотрено в контексте жесткой атаки Путина на Соединенные Штаты неделю назад в качестве ответа на решение НАТО установить системы противоракетной обороны в странах бывшего советского блока. Даже если это так, этот шаг следует трактовать в свете грядущих выборов.
И хотя все говорят о послепутинском времени, как будто оно уже наступило, президент становится все сильнее. Он горячо набросился на американскую внешнюю политику, он совершил привлекшую большое внимание поездку по странам Персидского залива, где совместно с Катаром грозился создать газовый картель. Видимо, в последний год президентства он хочет показать себя более сильным, чем когда-либо, главой государства, набравшего максимальную мощь после падения советского режима.
О его будущем много рассуждают. Задаются вопросом, не хочет ли он остаться президентом. Сам Путин постоянно заявляет, что не собирается продлевать свои полномочия, ибо это противоречит конституции, которую не так просто изменить.
Он не может остаться президентом, хотя он так силен, но весьма сомнительно рассчитывать, что он тихо уйдет. Его подозревают в желании остаться лидером вне власти - возможно, в качестве главы "Газпрома" вместо Медведева. В России говорят даже, что он может занять пост премьер-министра при номинальном президенте.
Владимир Путин не всегда был столь силен. После поражения Анатолия Собчака на выборах в Санкт-Петербурге он на какое-то время остался без работы. В мемуарах описывается, как он страдал от этого. Ему предложили работу в администрации президента в Москве, но пост, который он должен был занять, ликвидировали. В конце концов его бывшие коллеги, переехавшие в Москву, нашли ему работу. При чтении откровенных описаний этого периода неизвестности не складывается образ решительного человека, способного устроить собственное будущее.
Но то, как он вышел из своей анонимности в 1999 году, став премьер-министром, а четыре месяца спустя - президентом России, не утратив хладнокровия, поразило всех. Придя к власти, он показал, что способен брать на себя ответственность и действовать как лидер.
Кроме того, он занял первое место в одиночку, ни с кем никогда не деля власть. Премьер-министры Ельцина, особенно Виктор Черномырдин и Евгений Примаков, были сильными и известными в мире личностями. Премьер-министры Путина, Михаил Касьянов и Михаил Фрадков, - деятели не того масштаба.
Итоги его президентства на сегодняшний день очень значительны: возвращение влияния России на международной арене, восстановление экономического роста и стабильности. Благодаря этому популярность президента постоянно растет. За границей его упрекают в ущемлении демократических свобод, в использовании нефти в качестве оружия против интересов соседних стран и Европы. Тем не менее, он вернул России место в мире и гордость, и за это его любят.
В ближайшие месяцы нам предстоит узнать, как президент Путин сохранит власть вне властных структур, каким образом он останется лидером.
Маша Левинсон, бывший директор русского бюро Всемирного экономического форума