Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 февраля 2008 г.

Редакция | The Washington Post

Большой брат уходит

"Правящая группа - до тех пор правящая группа, пока она в состоянии назначать наследников, - писал Джордж Оруэлл в романе "1984". - Кто облечен властью - не важно, лишь бы иерархический строй сохранялся неизменным". Слова Оруэлла пугающим образом перекликаются со вчерашним заявлением Фиделя Кастро о том, что он передает президентство на Кубе свому брату Раулю. Ничто так четко не отражает суть 49-летней диктатуры больного Кастро, как манера его ухода (пусть формального).

Уже стала штампом фраза о том, что Кастро пережил девятерых американских президентов, часть из которых пыталась его свергнуть, а часть - вести с ним переговоры. Но все эти лидеры отличались от него: им приходилось участвовать в выборах, а срок их пребывания у власти был ограничен. Кастро пережил не один заговор кубинских изгнанников, несколько волн массовой эмиграции, из-за его политики в советском духе экономика оказалась на грани катастрофы. Выгоды кубинской революции, такие как государственная система здравоохранения и всеобщее образование, купили ему лояльность множества граждан - или же поставили их в зависимость от власти. Однако главной составляющей его успеха стал контроль над политической жизнью. Несмотря на то, что его ощущали все кубинцы, наиболее суровые репрессии обычно обрушивались на приближенных Кастро. В результате постоянных чисток вокруг Кастро остались лишь самые близкие, которые, как он, похоже, верит, навсегда сохранят существующий строй.

Кроме того, Фиделю крайне везло. Советский Союз субсидировал его вплоть до своего развала в 1991 году. А в тот момент, когда казалось, что кубинский режим рухнет из-за некомпетентности властей и американского торгового эмбарго, у Кубы появился новый идеологический союзник - президент богатой нефтью Венесуэлы Уго Чавес. В результате Кастро ушел в отставку, так и не ответив за то, что превратил одну из самых экономически развитых стран Латинской Америки в обанкротившуюся плантацию сахарного тростника. Он избежал ответственности за то, что убил сотни политических противников, а тысячи отправил в тюрьмы. За то, что посылал кубинских солдат убивать других и гибнуть в войнах африканских тиранов. За то, что вооружал и обучал кровавые группировки латиноамериканских партизан. Он никогда не ответит и за гибель людей, утонувших при попытке бежать с острова.

Будет ли Рауль Кастро отличаться от своего предшественника? Почти 19 месяцев 76-летний министр обороны управляет страной вместо 81-летнего Фиделя, и коренным образом ничего не изменилось. Как считается, Рауль Кастро - человек более практичный в экономических вопросах и менее безжалостный, чем его брат. Он призывал студентов "безбоязненно" обсуждать проблемы Кубы, а в 1989 году, когда Фидель приказал казнить высокопоставленных чиновников, обвиненных в нелояльности (среди них был любимый генерал Рауля), Кастро-младший, по его собственному признанию, плакал. Как бы то ни было, он без колебаний поддержал чистку. Будучи приверженцем однопартийной системы, Рауль, возможно, попытается за оставшееся ему время построить рыночный коммунизм китайского образца.

В США перемены на Кубе вызовут новую волну споров о политике в отношении острова. Дискуссии необходимы, однако важно помнить, что с точки зрения главной для Вашингтона задачи - установить на Кубе демократию и обеспечить соблюдение прав человека - с отставкой Кастро ничего не изменилось. Любая американская стратегия по отношению к Кубе должна сосредоточиться на том, чтобы дать местным жителям возможность потребовать изменений вопреки вероятным намерениям Кастро и его наследников.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru