Это один из объектов тихой гордости московской интеллигенции, тихий пруд, окаймленный тенистыми аллеями, который по-прежнему выглядит так, как в 20-х, когда Михаил Булгаков писал свой шедевр "Мастер и Маргарита". Как раз у Патриарших появляется в романе дьявол, чтобы навести шороху в сталинской Москве. Это место очень любимо художественной элитой, но уже наготове дьявол, который намерен здесь все нарушить, и это не булгаковский Воланд, а московский мэр Юрий Лужков.
К ужасу любителей старины и архитекторов, он хочет "украсить" это место огромными скульптурными иллюстрациями к роману: Иисусом, якобы шагающим по воде, примусом, парковой скамьей.
Деревья выкорчуют, чтобы усадить памятник Булгакову на огромную парковую скамью. Перед ним установят 12 колонн, которые будут поддерживать статую Христа в нескольких сантиметрах над водой. Наискосок, через пруд, появится символ зла - примус.
Обойдется это больше чем в 3 млн рублей, немало для города, который едва справляется с тем, чтобы бездомные не замерзли в холода. Но урон, нанесенный верующим и культурному наследию, окажется неисчислим, заявляют противники проекта. Сегодня они начинают кампанию протеста.
Известный архитектурный критик Алексей Клименко: "Патриарший пруд - один из символов Москвы, тихое место, куда приходят отдохнуть москвичи. Как можно установить там уродский примус?"
Этот и прочие проекты, включая возведение еще семи аналогичных сталинским небоскребов, - типичный пример "мании московских властей создать что-то грандиозное", говорит он.
Церковь в ярости из-за близости статуй Христа и Булгакова.
Отец Михаил Дудко, секретарь комиссии Русской Православной церкви по отношениям церкви и общества, сказал: "Тот, кто читает роман Булгакова, видит Евангелие глазами не Матфея или Иоанна, но глазами Воланда - авторского воплощения сатаны".
Идею изобразить сцены из жизни злых духов, действующих в романе, на внутренних стенках примуса, "можно воспринимать как заигрывание с силами зла".
"Не думаю, что те, кто работает над проектом памятника, осознают, что это сатанизм", - прибавляет отец Михаил.
"Скорее, это непонимание, или же игра со словами и смыслами, типичная для современного искусства. Но игра эта зашла слишком далеко. Заигрывание с силами зла кончается плохо - и для зрителей, и, пуще того, для создателей. Нам подобает предупредить их об этом".
Патриаршьи пруды приобрели свою духовную значимость в конце XVI века, когда патриарх Иов, возглавляющий тогда церковь, построил здесь три пруда с целью осушить местность, известную прежде как Козье болото, место обитания злых духов.
Позже, когда Иова канонизировали, это деяние приобрело особую значимость. В XIX веке это место стало любимо художественной интеллигенцией.
Теперь старым зданиям грозит снос, чтобы освободить место для многоквартирных домов и подземной парковки, а вместо пруда появится фонтан с рыбками.
Этот план генерального архитектора Москвы Алексея Кузьмина вызвал петицию, которую подписали тысяча человек.
Наталья Чернецова, которая живет по соседству, говорит: "Мы пытаемся выйти с протестом, но милиция немедленно является, чтобы нас прогнать. Надежды выиграть дело в московском суде почти никакой, поскольку все судьи - под контролем московских властей".
"Они стараются убедить нас в том, что от этого окружающая среда улучшится, и при этом только что срубили столетнюю липу!"