Почти двадцать лет Виталий Шенталинский, интервью с которым публикует El País, изучал в архивах Лубянки дела русских писателей. Он понял, что литература и слово – не только искусство самовыражения, но и попытка человека, попавшего в отчаянное положение, спастись, покинуть трагедию истории. По его мнению, в России проблема исторической памяти – это вопрос жизни и смерти, так как существует "реальная опасность возвращения тоталитарного прошлого, популярность Сталина растет в России с каждым днем, и российское общество разделено пополам". После проведенных опросов у него складывается впечатление, что Россия вернулась в 1917 год, так ничему и не научившись, пишет корреспондент Игнасио Видал-Фолч.
Некоторые случаи находятся на грани гротеска: например, история литературного салона Лили Брик, бывшего "гнездом шпионов", который посещали не только писатели, но и Агранов, "убийца поэтов". Большинство писателей, по признанию Шенталинского, "не были ни ангелами, ни исключительно жертвами, они жили в мире Достоевского: многие одобряли расправы и становились доносчиками, чтобы их не трогали, потом сами оказывались в тюрьме и превращались в жертв", пишет издание.