Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 июля 2005 г.

Редакция | The Washington Times

Убийство американского журналиста

Год назад было совершено убийство американского журналиста Пола Хлебникова. Этого журналиста, который являлся специалистом в области журналистских расследований, застрелили возле его офиса в Москве. Все еще остаются вопросы, кто и почему убил Хлебникова, и это показывает, насколько далека Россия от предоставления гарантий свобод известным иностранным журналистам, не говоря уже о гарантиях свобод своим собственным гражданам.

Хлебников был, вероятно, ведущим журналистом в России по проведению журналистских расследований. Известный своей жесткостью, знанием российского бизнеса и политики и необыкновенной любовью к России, Хлебников стал автором нашумевших книг, таких как "Крестный отец Кремля: Борис Березовский, или История разграбления России" и "Разговор с варваром" - книги, в основу которой легла серия интервью с чеченским полевым командиром Хож-Ахмедом Нухаевым. Совсем незадолго до своей гибели, в апреле 2004 года, Хлебников начал выпускать русскую версию журнала Forbes, намереваясь сделать этот журнал главным источником информации о коррупции в российской политике и бизнесе. Но, по-видимому, своей работой Хлебников задел чьи-то чувствительные струны.

Вечером 9 июля 2004 года, после того как Хлебников вышел из офиса журнала Forbes в Москве, в него несколько раз выстрелили из автомобиля с тонированными стеклами. После ряда злоключений, в том числе застрявшего лифта в больнице, который не дал возможности оказать Хлебникову экстренную хирургическую помощь, Хлебников умер. Позже официальная статистика показала, что летом 2004 года количество заказных убийств в России было самым высоким за весь постсоветский период. После прихода Владимира Путина к власти было убито 12 журналистов. Хлебников стал первым и единственным американцем среди них.

Кто убил Хлебникова? Сам Хлебников не знал ответа на этот вопрос, если судить по тому, что он сказал за несколько часов до своей смерти. Связанный с политикой и криминалом бизнес, в отношении которого Хлебников проводил журналистские расследования, мог породить любое число потенциальных злоумышленников. Следы от этого преступления тянутся во многих разных направлениях. Группа репортеров - специалистов по журналистским расследованиям создала совместный "проект Хлебников" с целью раскрыть убийство Хлебникова, в том числе опираясь на те статьи, над которыми он работал незадолго до убийства. В телефонном интервью Washington Times Ричард Бехар, руководитель "проекта Хлебников", сказал о том, что его группа прорабатывает не менее пяти основных версий убийства Хлебникова. Одна версия связана с Москвой, другая - с Лондоном, третья - с чеченским полевым командиром Нухаевым, о котором Хлебников написал книгу "Разговор с варваром". Две другие версии Бехар не стал упоминать. Сейчас "проект Хлебников" собирает доказательства по каждой из этих версий, прежде чем сделать окончательные выводы.

Подобное нельзя сказать о российских властях. В прошлом месяце российские правоохранительные органы закрыли дело об убийстве Хлебникова, заявив, что они раскрыли его. При этом правоохранительные органы не представили доказательств своих слов. Они приписали убийство чеченскому полевому командиру Нухаеву, утверждая, что Нухаев заказал это убийство, так как в своей книге Хлебников "негативно отзывался о нем и критиковал его высказывания". Нухаев объявлен в розыск, и двое других подозреваемых уже заключены под стражу. Но многие сомневаются в том, что правоохранительные органы обладают вескими доказательствами, и считают, что такая спешка в расследовании этого дела вызвана политическими причинами.

Правительство Путина могло бы покончить со слухами простым способом - приказав правоохранительным органам обнародовать доказательства. Факты скажут сами за себя. Если же доказательства являются шаткими, то нужно возобновить расследование.

Путину необходимо проявить личный интерес к расследованию дела Хлебникова, к удовлетворению внимания со стороны Запада. Жесткие меры Путина по отношению к прессе ясно показывают, что Путин не является сторонником свобод для россиян в западном стиле. Но дело Хлебникова является тестом для Путина на его отношение к Западу. Путин может посчитать, что Россия сумеет получить экономические свободы и одновременно отказаться от политических свобод. В таком случае Путин наверняка позволит замять дело Хлебникова. Но, к счастью, господин Бехар и "проект Хлебников" не позволят этого сделать.

Если Россия хочет в качестве демократической страны "быть за одним столом" с западными демократиями, она должна заставить влиятельных и жестоких людей вести себя так, как это происходит в стране, в которой превалируют нормы права. Нужно постоянно прилагать усилия в этом направлении. Запад готов помогать России вести битву по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Но если Россия будет стремиться замять расследование даже тех дел, за которыми пристально наблюдает Запад, это вызовет серьезные сомнения по поводу приверженности России демократии и открытости.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru