20 июля 2006 г.

Стив Коннор | The Independent

Земле грозит "катастрофическая потеря видов"

Жизни на Земле угрожает серьезный кризис, способный привести к исчезновению тысяч видов, и нужны немедленные действия. Такова точка зрения 19 виднейших в мире специалистов по биологическому разнообразию, призывающих правительства создать политическую структуру для спасения планеты.

Планета теряет виды быстрее, чем когда бы то ни было с тех времен, когда 65 млн лет назад Земля столкнулась с огромным астероидом, который погубил тысячи животных и растений, включая динозавров. По оценкам ученых, нынешний уровень исчезновения видов в 100-1000 раз выше обычного "фонового" исчезновения. Они утверждают, что это результат деятельности человека.

Призыв к действию исходит от таких видных специалистов, как Георгина Мейс из Британского института зоологии, Питер Рейвен, глава Ботанического сада Миссури, и Роберт Уотсон, ведущий ученый Всемирного банка. "Ради спасения планеты специалисты по биологическому разнообразию должны организоваться, скоординировать свою работу и в один голос давать правительствам рекомендации, касающиеся мер по предотвращению катастрофической потери видов, которая уже началась", - заявит Уотсон.

В совместной декларации, опубликованной сегодня в журнале Nature, ученые говорят, что мир стоит на грани утраты биологического разнообразия, и только глобальная политическая инициатива дает шанс предотвратить катастрофу. Они заявляют: "Растет осознание того, что разнообразие жизни на Земле, включающее в себя разнообразие генов, видов и экосистем, является незаменимым природным наследием, необходимым для благополучия людей и устойчивого развития. Имеются научные свидетельства того, что мы стоим на пороге серьезного кризиса биологического разнообразия. Практически все аспекты биологического разнообразия находятся в упадке, и большое количество популяций и видов может исчезнуть уже в нынешнем веке".

"Несмотря на эти свидетельства, биологическое разнообразие по-прежнему недооценивают и не уделяют ему достаточного внимания на личном и общественном уровне. Есть насущная необходимость преодолеть пропасть между наукой и политикой, создав международную организацию экспертов по биологическому разнообразию", - считают они.

Больше десяти лет назад натуралист из Гарварда Эдвард Уилсон впервые высказал предположение, что ежегодно будут исчезать около 30 тыс. видов, примерно по 3 вида в час. Дальнейшие исследования подтвердили, что почти во всех группах животных и растений, от мхов и папоротников до пальм, лягушек и обезьян, отмечается беспрецедентная потеря разнообразия.

По оценкам ученых, 12% птиц, 23% млекопитающих, четверть хвойных деревьев, треть земноводных и больше половины пальм находятся под угрозой исчезновения. Одно лишь изменение климата может привести к дальнейшему исчезновению 15-37% видов к концу века, считают ученые. "Поскольку потеря разнообразия необратима, она представляет серьезную угрозу устойчивому развитию и качеству жизни будущих поколений".

В истории жизни на Земле, которая насчитывает 3,5 млрд лет, были пять случаев масштабного исчезновения видов. Полагают, что их причиной были геофизические катаклизмы, которые останавливали фотосинтез: столкновение с астероидом или массовое извержение огромных вулканов. Нынешняя, "шестая волна" исчезновений началась с миграции современных людей из Африки примерно 100 тыс. лет назад. Она ускорилась с изобретением сельского хозяйства 10 тыс. лет назад и начала усугубляться с развитием промышленности в XVIII веке.

Анна Ларигудьере, директор парижской экологической организации Diversitas, заявила, что нынешняя ситуация настолько плоха, что международная организация, напрямую связанная с мировыми лидерами, необходима. "Необходимо создать международный механизм, который на регулярной основе давал бы независимые научные рекомендации по биологическому разнообразию. Мы знаем, что исчезновение видов - природное явление, но сегодня скорость исчезновения в 100-1000 раз выше фонового уровня. Это беспрецедентная убыль".

По мнению ученых, структура, аналогичная Межправительственной комиссии по изменению климата, может помочь правительствам противодействовать продолжающейся потере видов. "Биологическое разнообразие - это не просто подсчет видов, - заявила Ларигудьере. - Куда ни посмотри, мы повсюду теряем ткань жизни. Это серьезный кризис".

Виды под угрозой

Наземные млекопитающие

Первая масштабная опись наземных млекопитающих, предпринятая в 1996 году, показала, что четверть из них, включая иберийскую рысь, находится под угрозой исчезновения. С тех пор ситуация ухудшилась.

Рептилии и земноводные

Из крокодилов в самой большой опасности находится китайский аллигатор: в 1999 году их было всего 150. Среди позвоночных под угрозой - лягушки, жабы, тритоны и саламандры.

Птицы

Каждому пятому виду птиц, как полагают, грозит исчезновение - это примерно 2000 из 9775 известных видов. Наибольший риск создают лесозаготовки, интенсивное ведение сельского хозяйства, ловля птиц и нарушение среды обитания. Многие эксперты полагают, что филиппинский орел и бродячий альбатрос исчезнут уже в этом веке.

Морские виды

Океаны считались неуязвимыми перед деятельностью человека на суше, но сейчас все изменилось. Загрязнение, превышение квот на вылов рыбы, потеря морскими видами мест обитания и глобальное потепление драматически сказались на биологическом разнообразии. Более 100 видов рыб, в том числе гигантская акула, включены в список видов, находящихся под угрозой.

Растения

Многие растения еще предстоит описать, классифицировать и назвать, но некоторые исчезают, прежде чем их открыли ученые. Исчезают растения всех типов.

Насекомые и беспозвоночные

Многих насекомых уничтожило использование пестицидов в сельском хозяйстве. Другим, таким как древесная улитка партула на Таити, угрожают агрессивные виды.

Источник: The Independent