У России прочная репутация в области военной авиации - ее истребители МиГ славятся на весь мир. Но ее успехи в области коммерческой авиации не столь впечатляющи. Российская компания "Ильюшин" не смогла соперничать с Boeing и Airbus и удалилась из пассажирского самолетостроения.
Сейчас Россия пытается вернуться в коммерческую авиацию с помощью самолета компании "Сухой" Superjet 100. Международное название воздушного судна на 100 пассажиров было объявлено на этой неделе на презентации с шампанским, закусками и прочими не имеющими отношения к делу излишествами.
"Наша стратегическая цель - стать мировым игроком в области авиации, - сказал генеральный директор холдинга "Сухой" Михаил Погосян. - Поэтому наше моральное обязательство перед владельцами компании - предложить лучшее имя для своего продукта".
Представители компании заявили, что выбрали это название, потому что оно выражает "суперподвижность в небе и в бизнесе".
"Наша компания должна стать победителем, - сказал Погосян. - Мы не довольствуемся серебряной медалью. Мы станем первыми".
Первый испытательный полет Superjet 100 запланирован на сентябрь 2007 года. Многочисленные западные компании выступают субподрядчиками проекта, первая задача которого - построить 700 самолетов.
Компания отказывается назвать цену самолета, но профессиональные издания оценивают его в 25 млн долларов.
В данный момент концерн получил заказ только от одной компании - от "Аэрофлота". "Если российские авиакомпании не будут пользоваться российскими самолетами, к ним не будет доверия", - говорит глава компании "Гражданские самолеты Сухого" Виктор Субботин.
Говард Рубел, аналитик компании Jefferies & Company по вопросам воздушного и космического пространства, говорит, что "Сухой" будет ограничен продажами внутри страны, так как не имеет инфраструктуры для обслуживания самолетов за ее пределами. Boeing и Airbus создали такие инфраструктуры.
"Строительство самолетов для "Сухого" означает не только создание супераппарата, но и создание суперлогистики и суперподдержки", - сказал он.
Построив Superjet 100, Россия выходит на рынок, где уже господствуют канадская Bombardier и бразильская Embraer.
Более того, ей предстоит борьба за новый бизнес на сужающемся рынке. Мировой рынок региональных авиалайнеров в последнее время сильно сократился, и эта тенденция едва ли изменится, частично потому, что очень большое число таких самолетов уже было продано.
В своем ежегодном отчете Boeing пишет, что доля рынка их местных авиалайнеров от общего количества заказов коммерческой авиации в этом году составит 13% по сравнению с 17% в 2004. В 2004 году компания прогнозировала, что в следующие 20 лет будут заказаны 4290 самолетов; теперь эта цифра сократилась до 840 самолетов.
Однако региональный проект "Сухого" и аэрокосмическая промышленность страны в целом вызывают интерес крупных западных компаний, которые надеются, что отношения с этой компанией помогут им проникнуть на огромный российский рынок авиации. Среди них Boeing, Airbus и Alenia Aeronautica, дочерняя компания Finmeccanica.
В 2002 году Boeing подписал ряд соглашений с "Сухим" о предоставлении помощи по инженерно-конструкторским работам, продажам, маркетингу и производству местных самолетов. Условия контрактов не разглашались.
"Мы продаем большинство наших самолетов за пределами США, и наши клиенты ожидают, что мы примем участие в их региональном бизнесе", - сообщает в электронном письме пресс-секретарь Boeing Commercial Aviation Викки Рэй.
В прошлом месяце итальянская компания Alenia Aeronautica приобрела 25% акций "Сухого", получив при этом место в совете директоров. Alenia инвестирует в российский концерн 200-250 млн долларов и рассчитывает получить часть субподрядных работ в проекте, в том числе она рассчитывает, что будут использованы турбовинтовые двигатели Alenia.
В начале этого года Airbus объявил о заключении долгосрочного договора о сотрудничестве с Россией для разработки самолета и производства деталей на сумму 25 млрд долларов.
"Сухой" входит в более крупное образование, Объединенную авиастроительную корпорацию, созданную в этом году для объединения шести основных авиастроительных компаний страны в единый холдинг, подверженный существенному контролю со стороны государства.
Для Boeing и Airbus очень важно заслужить расположение России, потому что обе эти компании надеются на крупные заказы на строительство широкофюзеляжных самолетов для "Аэрофлота". Ожидается, что "Аэрофлот" и другие местные авиалинии потратят более 20 млрд долларов на закупку 130 или больше таких самолетов для модернизации своего парка.
Предполагалось, что "Аэрофлот" выберет Boeing 787 или Airbus A350 и объявит о своем решении на авиасалоне. Но проблемы с конструкцией Airbus A350 вынудили "Аэрофлот" отложить принятие решений до окончания работ над новой конструкцией самолета.
"И Boeing, и Airbus работают в странах, где они хотят продавать самолеты", - сказал в интервью на авиасалоне глава инвестиционной компании Admiralty Partners Джон Катлер.
"У России сильные корни в аэрокосмической отрасли, а "Аэрофлоту" нужны самолеты. Но "Сухой" явился на рынок региональных самолетов к шапочному разбору".