Во время визита в прошлом месяце в Польшу президент США Джордж Буш нашел время, чтобы отправиться в Освенцим, где было совершено одно из самых страшных преступлений против человечества за всю историю его существования. Он призвал цивилизованный мир вечно помнить о том, что здесь произошло.
На следующий день Буш был уже в Санкт-Петербурге. Однако он и не подумал отправиться на Соловецкие острова, где был создан первый лагерь ГУЛАГа. Он не призвал мир "вечно помнить" о миллионах людей, погибших в советских концентрационных лагерях, что началось задолго до того, как был построен Освенцим, и продолжалось долго после того, как Освенцим был уничтожен. Семьи жертв советского коммунизма (которых гораздо больше, чем семей, потерявших своих близких в гитлеровских лагерях) не получили благословения от лидера свободного мира.
Однако не один только Буш не помнит о невинных, коих сгноили в ГУЛАГе. Приезжающие лидеры редко вспоминают о трагедиях советского коммунизма. Российское государство не сделало почти ничего, чтобы увековечить память о миллионах людей, погибших или отбывавших заключение в сотнях лагерей, рассеянных по территории всего бывшего Союза. Российское государство и большая часть российского общества, похоже, сознательно избегают воспоминаний о своем советском прошлом.
Как ни странно, на приближающихся парламентских выборах в России за власть будут сражаться две партии, исторически связанные с ГУЛАГом. ГУЛАГ был создан отцами-основателями Коммунистической партии Российской Федерации (не социалистической и не социал-демократической). А управлял ГУЛАГом Комитет государственной безопасности, КГБ - тайная советская полиция, питомцем которого является президент России Владимир Путин, неформальный лидер другой крупной политической партии, "Единая Россия". Путин и Коммунистическая партия проводят политику, которая кардинально отличается от политики предшественников, однако они, тем не менее, не предприняли почти никаких усилий, чтобы признать зверства, числящиеся за их организациями в прошлом.
О них не забыла Энн Эппельбаум, обозреватель The Washington Post. Ее книга "ГУЛАГ: история" (Gulag: A History) полна свидетельств о том, насколько порочной может быть диктатура, основанная на идеологии коммунизма. В лагерях люди умирали в товарных вагонах, в луже экскрементов, они замерзали, их мучили, насиловали, морили голодом, заставляли стоять на улице нагишом, со связанными руками и ногами, чтобы они не могли отгонять роящуюся вокруг них мошку. Ужасы такого масштаба не многие могут себе даже вообразить.
Большинство моих студентов в Стэнфорде никогда не слышали о ГУЛАГе ("Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына вышел в свет уже давно). Однако как ни тяжело и сложно читать книгу Эппельбаум, она должна быть включена в учебные программы по истории XX века и в Москве, Россия, и в Москве, Айдахо.
Ученые, специализирующиеся на советской эпохе, не найдут в этой книге новых шокирующих подробностей. Теперь всем серьезным советологам должно быть известно, что первые лагеря были построены еще при Ленине, а не при Сталине. Все должны признавать, что людей отправляли в лагеря не потому, что они что-то сделали, а из-за того, кем и чем они были. Кого-то может удивить информация об экономической функции, которую выполняли лагеря. При Сталине лагеря были просто более жестоким, но таким же неэффективным способом эксплуатации труда ради построения социализма, как и тот, что практиковался во всем Советском Союзе по другую сторону решетки. Но и об экономической роли ГУЛАГа уже говорили ранее.
Примечательной особенностью книги Эппельбаум является то, что в ней задокументированы такие факты об этой ужасной системе, которые до сих пор очень плохо изучены. На протяжении десятилетий историки отворачивались от фактологии в пользу социальной истории. А вот социальная история ГУЛАГа каким-то образом не попала в поле зрения. По сравнению с многочисленными томами, написанными о холокосте, литература о ГУЛАГе очень бедна.
Книга Эппельбаум вносит огромный вклад в заполнение этого белого пятна. ГУЛАГ - так должно называться отдельное направление литературы. И эта книга начинает отвечать на многие важные вопросы, но еще больше вопросов она ставит, на них еще предстоит ответить.
Верил ли Сталин в то, что лагеря смогут перевоспитать врагов народа и сделать их тружениками социализма? Почему Сталин и его приспешники были помешаны на выбивании признаний? Почему они так серьезно относились к судебным процедурам? Применительно к системе ГУЛАГа следует повторить все классические вопросы о холокосте (надеюсь, они будут освещены и другими людьми, коснутся и других лагерей - в Китае, Камбодже и современной Северной Корее). Как могли охранники быть такими жестокими? Какова на самом деле роль этих участников геноцида? Почему не поднимали восстания заключенные лагерей? И, в отличие от гитлеровских лагерей смерти, почему так много прошедших через ГУЛАГ было отпущено на свободу?
Эппельбаум помогает нам понять суть все этих вопросов, но в то же время закладывает базис для будущих ученых, которые продвинут исследование еще на один шаг вперед. В научных кругах больше не может быть оправдания незнанию.
Так же, как и в политических кругах. Буш должен взять с собой книгу Эппельбаум, когда в августе поедет на ранчо. Если он ее прочитает, ни один его последующий визит в Россию не будет обходиться без воспоминания о жертвах советских концентрационных лагерей. Если ему покажется слишком утомительным ехать на Соловецкие острова, пусть проедет 10 минут от Кремля до отделения "Мемориала" - российской организации, посвятившей себя сохранению памяти о жертвах сталинского режима. Оттуда он сможет обратиться с призывом к цивилизованному миру "вечно помнить" о жертвах советского коммунизма.