В России есть известная поговорка: журналистика - вторая самая древняя профессия в мире. Это несколько странно, потому что самой древней профессией считается проституция. Мне лично это сравнение не очень нравится. По мнению многих российских зрителей и читателей, связь легко объяснить: представители обеих профессий зарабатывают деньги, продавая себя.
В журналистской среде этот феномен особенно сильно проявляется во время предвыборной кампании. Подача информации об определенных кандидатах, которые, конечно, заплатили заранее, оказывает влияние на выбор россиян. Иногда происходят совсем нелицеприятные вещи: в последний раз непопулярных кандидатов изображали в политическом тележурнале "Сергей Доренко", названном по имени ведущего, в виде кукол вуду. И тот самый Доренко проделывал над куклами ритуалы племен вуду.
Невозможно себе представить, что в Германии Сабина Кристиансен в своей передаче, к примеру, будет втыкать иголки в куклу, которая похожа на Ангелу Меркель. Однако в России политические дебаты настолько жесткие, что журналисты, соревнуясь в нападках на непопулярных политиков (которые в большинстве случаев являются таковыми, потому что они ничего не заплатили), переходят все границы. Кажется, что журналистской этики как таковой не существует. Между тем предмет с таким названием преподают на факультете журналистики МГУ.
Политические дебаты в Германии, которые в настоящий момент транслируются по немецкому телевидению, по сравнению с российскими гораздо менее напряженные. Особенно если сравнивать с тем, что происходило до того, как Путин пришел к власти. В свое время в телепередаче "Один на один" кандидат Жириновский - либерально-демократическая партия - плеснул в лицо своему сопернику Немцову апельсиновым соком. И не без причины: Немцов его сильно оскорбил, сказав во время эфира, что у Жириновского венерическое заболевание. Сегодня до таких стычек дело не доходит - Путин Великий единолично царит на телеэкране.
Не стоит удивляться результатам опроса, проведенного московским исследовательским центром "РОМИР-мониторинг": средствам массовой информации верят всего 7% россиян.
Регина Красавина (21 год) - редактор ежедневной московской газеты "Вперед", сейчас проходит журналистскую практику в Германии.