Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 июня 2005 г.

Моника Юнг-Моуниб | Tageszeitung

Оранжевая импотенция

Не просто так украинская Жанна д'Арк, т.е. Юлия Тимошенко, премьер-министр Украины, неделю назад выбрала целью своего первого визита за границу французскую столицу. У Франции и Украины много общего, прежде всего это революции в этих странах. Однако на деле сходство на этом заканчивается.

После "оранжевой революции" Украина подвергается опасности снова вернуться в "серую" зону в сознании Запада. Газеты пестрят заголовками о разногласиях в правительственном лагере, неэффективной работе правительства и государственном вмешательстве, иностранные наблюдатели трезво оценили ситуацию и установили, что в Киеве снова все так, как когда-то было при Кучме.

Нельзя отрицать, что президент Ющенко активно занимается внешней политикой, однако его активность характеризуется прежде всего тем, что он хочет, но не может. Отношения с ЕС не изменились. Внутренняя политика Ющенко еще менее успешна. Его команда состоит из людей, придерживающихся разных политических взглядов, туда входят как старые, так и новые олигархи.

Также множатся слухи о борьбе за личную власть: говорят, что во время кризиса с бензином Ющенко намекнул премьер-министру Юлии Тимошенко, которая, кстати, метит в президенты, на отставку. Тимошенко же, которая хочет расправиться с олигархами - хотя в случае отделения от Ющенко она вполне могла бы прибегнуть к их услугам, - обвиняет "шоколадного олигарха" Петро Порошенко в том, что он плетет против нее интриги. О Порошенко, который руководит национальным Советом безопасности, известно, что ему больше импонирует должность Тимошенко.

По поводу предстоящего вступления Украины в ВТО, что является единственной реальной целью нового правительства, согласия нет, ведутся споры. Депутаты от партии "Наша Украина", от националистических правых и старых левых в середине прошлой недели проголосовали против мероприятий, которые бы могли приблизить Украину к вступлению в ВТО.

Президент Ющенко должен не только привести в порядок свое хозяйство, создать активные коалиции и выработать эффективный стиль правления. В реформировании судебной системы Киев не продвинулся дальше объявления своих намерений. Последний пример: заявление Тимошенко в Париже о том, что Украина стремиться привести свою правовую систему в соответствие с европейскими стандартами.

Даже президента обвиняют в недостаточном правосознании, потому что он подписывал законы. А по конституции это входит в компетенцию премьер-министра. Помимо этого, в его правительстве более 30 человек одновременно являются членами правительства и депутатами парламента, что также противоречит конституции.

Если противоречащее конституции подписание законов объясняется плохой согласованностью, то второй случай с пустыми парламентскими мандатами является более серьезным нарушением: "Повторное избрание депутатов за год до парламентских выборов по закону запрещено. Чтобы в будущем предотвратить подобные нарушения, нужно изменить закон", - говорит советник премьер-министра по внешнеполитическим делам Григорий Немирия.

Фактически проблемы на Украине с тех пор, как она получила независимость в 1991 году, остались прежними: отсутствие согласованности и некомпетентность почти во всех областях уже в начале 90-х годов представляли собой проблему - так же, как и непрофессионализм членов правительства. Политическая элита, состоящая в основном из представителей старой гвардии, чей образ мыслей совсем не изменился, пока что не очень часто на деле доказывает свою приверженность демократии.

Тем временем стало понятно, что из-за того, что не реформируется правовая система, не может быть проведена и реприватизация, о которой Ющенко говорил во время своей предвыборной кампании. В прошлую пятницу президент и вовсе должен был признать, что списка, о котором было объявлено в феврале, с 29 предприятиями, которые подлежат реприватизации, нет, потому что нет соответствующего судебного постановления.

Помимо этого неопределенное правовое положение блокирует - несмотря на вполне однозначные доказательства - выяснение обстоятельств, при которых произошло убийство журналиста Георгия Гонгадзе, которое вроде бы заказал президент Кучма. Хотя президент и не уполномочен менять судей, решительное увольнение коррумпированных чиновников в администрации могло бы оказаться действенной мерой. Так как реприватизации, так же, как и расследованию убийства, Запад придает большое значение.

Опросы, проведенные киевским международным социологическим институтом, подтверждают, что население не видит особого прогресса: всего 19,6% опрошенных считают, что теперь их права защищаются лучше. 35% напротив считают, что в этом пункте все осталось по-старому. Что касается свободы слова, то 15,7% опрошенных считают, что произошли значительные изменения в лучшую сторону, для 44,5% и здесь тоже ничего не изменилось. В целом только 27,4% опрошенных оценивают политику новой власти положительно, 24,1% оценивают ее скорее положительно, чем отрицательно, а 30,8% не могли определиться.

Но в конечном счете самым большим недостатком на Украине является отсутствие демократической парламентской оппозиции, что признает и министр обороны Украины Анатолий Гриценко. Посмотрим, появится ли некая третья сила уже на парламентских выборах в марте 2006 года.

Среди многочисленных негосударственных организаций подает надежды молодежная организация "Пора", которая принимала активное участие в демонстрациях в декабре 2004 года. Теперь она создала свою партию и зарегистрировалась для участия в выборах, однако пока ее участие еще не подтверждено. Если "Пора" не выйдет на арену, то борьба снова будет вестись между правительством и оппозицией, т.е. старыми силами.

Парламентские выборы будущей весной, бесспорно, осложнят положение нового правительства. Но именно поэтому западные государства не должны особо очаровываться фигурой Ющенко и ожидать слишком многого. Вместо этого Запад должен способствовать образованию новой политической оппозиции и оказывать давление в деле реформирования системы правосудия, а также предложить свою помощь. Если Запад хочет, чтобы Украина осуществила переход к демократическому государству и оказывала "демократическое" влияние на Россию, он должен настроиться на компромиссы по отношению к Киеву и с пониманием и терпением относиться к процессу осуществления реформ и не допустить возвращения страны в "серую" зону.

Источник: Tageszeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru