На Востоке рассказывали сказки о волшебных коврах-самолетах. В наши дни эти сказки стали еще причудливее. Современные богачи покупают целые "летающие дворцы", как назвал некий ближневосточный магнат свой новейший двухэтажный аэробус A-380. Такие самолеты на авиасалоне в Ля Бужре обычно покупают авиакомпании для перевозки до 850 пассажиров. Подписав чек на 30 миллионов (10% от полной цены), магнат обратился к самолетостроительной компании с просьбой не раскрывать его имени. И коммерческий директор Airbus Джон Лихи подчинился воле покупателя, но, гордясь проведенной операцией и клиентом, он сказал, что "потом приобретатель потратит еще 150 млн долларов, чтобы оборудовать самолет по своему усмотрению".
Что ж, вполне логично: тот, кто делает подобные вложения, имеет право претендовать на сказку. Никогда раньше в истории авиации частное лицо не приобретало такой большой и такой дорогой самолет. Сейчас в нью-йоркском ателье дизайнера интерьеров Идиза Дорета кипит работа над созданием поистине небесного убранства самолета. Загадочный покупатель торопит, однако дизайнер Дорет должен ограничиться лишь презентацией компьютерных иллюстраций, предоставляя заказчику выбор из нескольких вариантов, потому что настоящий самолет, по причине трудностей, которые переживает Airbus, клиент может получить с задержкой года в два. На эскизах можно увидеть, помимо мега конференц-залов, мега столовых, мега салонов, также две мега ванных комнаты с огромными, как бассейны, ванными, которые будут установлены на борту самолета впервые: раньше на самолетах по техническим соображениям монтировались лишь душевые кабины. Теперь придется позаботиться о разработке системы быстрого слива использованной воды в специальную цистерну под ванной.
Для размещения обслуживающего персонала (личного фотографа, парикмахера и т.д.) в хвостовой части, в отдельном отсеке, будут установлены несколько традиционных кресел. Остальной экипаж из 18 человек, включая пилотов, когда они не занимаются своими прямыми обязанностями, могут разместиться в трюме. И это еще не все: на самолете будет не только кофемашина, но и система противоракетной обороны: иногда завистники становятся опасными.
Восточный магнат может очень скоро оказаться не единственным счастливым обладателем "летающего дворца", потому что Lufthansa Technik, немецкая компания, специализирующаяся на внутренней отделке самолетов, сообщила о том, что проводит переговоры с "парой потенциальных покупателей еще двух Airbus A-380".
Швейцарская компания Jet Aviation Management AG занимается сооружением ангара, в котором будет оснащаться и оборудоваться новый аэробус. Приобретение в личное пользование самолета, стоимость которого оценивается в миллионы долларов, уже не является единичным случаем. В последние месяцы, как кажется, разразилась самолетная лихорадка. До недавнего времени частные лица, которым требовалось большое пространство, покупали BBJ (Boeing Business Jet) - традиционные самолеты за 70 миллионов долларов (как Boeing 737, которым владеет Сильвио Берлускони). Сейчас появилась потребность в чем-то более удобном. Действительно, компания Boeing уже продала около 20 самолетов В-747 (два самолета Air Force One президента Буша стоимостью 280 млн долларов; 10,5 тыс. долларов за час полета), 10 самолетов В-767 (традиционно имеющих 300 мест) и два В-777. Подобные сделки совершает и Airbus, поставляя шикарные А-320, но и большие А-340: имена покупателей, естественно, всегда держатся в тайне.