Заявление об окончании расследования приводит в отчаяние близких журналистки - некоторые из них обвиняют в причастности к преступлению сотрудников спецслужб или правоохранительных органов
"Расследование завершено"
Спустя двадцать месяцев после убийства журналистки Анны Политковской Генпрокуратура РФ в среду сделала заявление, которое так любят прокуроры. Четверым подозреваемым будет предъявлено обвинение: бывшему московскому милиционеру, вышедшему из тюрьмы за две недели до убийства, и трем братьям-чеченцам Джабраилу, Ибрагиму и Рустаму Махмудовым.
Исполнители
Два младших брата, Джабраил и Ибрагим, следили за журналисткой 7 октября 2006 года, когда она была в магазине, потом вернулась домой, в квартиру в центре Москвы. Старший, Рустам - это человек в кепке, которого зафиксировала камера наблюдения в доме, - поджидал Анну на входе в лифт, выстрелил несколько раз, а потом убежал. Из четверых подозреваемых трое - уже за решеткой. Предполагаемый убийца, Рустам Махмудов, все еще в бегах. Следователи заверили родственников Политковской, что наконец-то выследили его в другой стране: Интерполу, возможно, вскоре удастся арестовать его, надеется один из членов семьи.
В "Новой газете", где работала Анна Политковская, это заявление о "завершении" расследования вызвало бурю негодования. "Если убийца на свободе, мотивы преступления и заказчик не установлены, о каком завершении расследования может идти речь?" - спрашивает Дмитрий Муратов, главный редактор "Новой газеты". Четверо обвиняемых - всего лишь исполнители, у которых не было никаких личных причин убивать Анну Политковскую, они делали это только ради денег. Главный вопрос расследования остается без ответа: кто и по какой причине заказал убийство журналистки?
Анна Политковская была одним из самых настойчивых российских журналистов, она упорно расследовала и разоблачила сотни, если не тысячи, преступлений, совершенных, главным образом, в Чечне. Она также выявляла связь между разоблачаемыми ею преступлениями - коррупцией и произволом - и центральной властью в Москве. Любая из тысяч ее статей могла навлечь на нее гнев истязателей, убийц или политиков, которых она разоблачала.
"Частная инициатива"
У редакции "Новой газеты" есть свои собственные наработки, одна из них выводит на след трех высокопоставленных чеченских политиков. Журналисты подозревают, что к преступлению напрямую причастны также сотрудники российских спецслужб или правоохранительных органов. "Нельзя сказать, что убийство Анны было совершено по заказу государства, - говорит заместитель главного редактора газеты Сергей Соколов. - Это была скорее частная инициатива сотрудников силовых структур". Эти структуры сами заявили о себе в ходе расследования, организовав утечки информации, позволившие убийце бежать, а заказчикам замести следы. "Если бы не эти утечки, сегодня на скамье подсудимых подозреваемых было бы больше ", - сожалеет Сергей Соколов.
Несмотря на утечки и поспешность, с которой прокуратура хотела объявить о завершении расследования, семья и коллеги Анны Политковской продолжают утверждать, что "довольны" работой следователей. "Многое было сделано" и следствие "на правильном пути", уверяет Дмитрий Муратов. "В ходе этого расследования мы узнали множество очень любопытных деталей о связях между сотрудниками правоохранительных органов и криминальной средой, - говорит Сергей Соколов. - У нас есть доказательства того, что сотрудники ФСБ или МВД работали рука об руку с преступным миром. Даже если выяснится, что эти люди не были связаны с убийством Анны, они замешаны в других делах и сильно рискуют. Это одна из причин всех этих утечек. Слишком многие заинтересованы в том, чтобы правда никогда не стала известна. Это единственное, что еще может помешать нам пролить свет на убийство Анны". Коллеги убитой журналистки считают, что лучшая дань памяти, которую они сегодня могут ей отдать, - это продолжать ее дело.