Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 июня 2008 г.

Даниэла Вайнгертнер | Tageszeitung

Распустить и снова учредить

Существует много вариантов, как обойти ирландское "нет". Самый лучший из них - заново основать Евросоюз

Снова самопровозглашенные архитекторы и строители единого европейского дома должны заняться своей любимой работой: перестраивать, размышляя при этом вслух. На подходящем сегодня к концу саммите это делали главы государств и правительств ЕС. Глава ирландского правительства Брайан Коуэн попросил у своих коллег терпения. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу высказался за то, чтобы повременить с предложениями до следующей встречи, которая пройдет в октябре. При этом планы - весьма дерзкие.

Вариант психологический

7 лет назад ирландцы на референдуме отклонили договор, подписанный в Ницце. В результате к тексту договора добавили декларацию о том, что военный нейтралитет Ирландии ни при каких обстоятельствах не ставится под вопрос. Это ничего не изменило в сути договора, который так же мало вмешивается во внешнеполитические решения государства-члена ЕС, как и Лиссабонский договор. В этой области решения принимаются только единогласно, требуется согласие каждого конкретного правительства. И тем не менее этот трюк тогда удался. Бессодержательная декларация способствовала тому, что во второй раз население Ирландии все-таки приняло договор.

Можно применить этот способ и сейчас. Одной декларацией больше, одной меньше - она утонет в ворохе всех документов. Однако многие главы европейских правительств уже поняли, что недемократично заставлять народ голосовать до тех пор, пока он не примет "правильное" решение. Кроме того, в результате всех манипуляций Лиссабонский договор был испорчен и лишен исконной идеи - уже сегодня за ним ходит слава нечитабельного документа, годящегося на роль второстепенного компромисса. Он и дальше будет расплачиваться за хитроумные манипуляции и юридическое очковтирательство.

Польский вариант

Под лозунгом "Ницца или смерть" польское правительство в декабре 2002 года вышло в последний раунд переговоров по вступлению. Аргумент Варшавы: у договора не было шанса показать себя. Не успели его принять, как он уже снова был отвергнут. Запланированная европейская конституция сделает из свободного союза государств европейское федеративное государство, которому главные его составляющие дадут еще больше суверенных прав. Москва, внушавший ужас центр Варшавского договора, будет заменен другим молохом - Брюсселем.

С того момента прошло 5 лет, и у Ниццкого договора была возможность продемонстрировать свою применяемость на практике. Он привел к тому, что Евросоюз, состоящий из 27 членов, стал неспособен к принятию решений. В Варшаве пришло к власти проевропейское правительство. Как сейм, так и сенат в начале апреля проголосовали с подавляющим большинством за мини-конституцию, новый Лиссабонский договор. Однако у Ниццкого договора до сих пор остается много фанатов. В Ирландии противники реформы аргументируют тем, что статус-кво просто отличный. Такие партии, как британские тори, которые предпочли бы превратить ЕС в гигантскую зону свободной торговли с прицепленным военным союзом и сотрудничеством в области борьбы с терроризмом, считают так же. Однако большинство членов ЕС придерживаются иной точки зрения. Но поскольку легче оставить все как есть, чем рискнуть и договориться начать все сначала, то нелюбимый нами Договор Ниццы останется нетронутым еще пару лет.

Вариант технократический

При вступлении Хорватии появится еще одна возможность привлечь ирландцев на избирательные участки. Поскольку вступление должно быть одобрено каждой страной-членом ЕС. Присказку "не задавай глупых вопросов, не получишь глупых ответов" можно на референдуме повернуть по своему усмотрению. "Согласны ли вы с тем, чтобы Хорватия вошла в состав Европейского союза, а вслед за этим вступил в силу Лиссабонский договор?" - вот как может звучать суперхитроумный вопрос, на который любой открытый миру ирландец будет вынужден ответить "да"! Но у этой формулировки есть неприятный привкус. Кроме того, вопрос о том, готова ли Хорватия к вступлению в ЕС и потянет ли Евросоюз новых членов, отходит полностью на задний план. Переговоры о вступлении должны быть завершены как можно скорее, чтобы у обеих сторон не осталось времени прочитать то, что написано мелким шрифтом.

Поистине демократический вариант

Юрген Хабермас, к примеру, считает, что избиратели хотят видеть Европу более демократической, близкой к народу и социальной. И поэтому в Ирландии, Франции и Голландии народ сказал "нет" Лиссабонскому договору. Эту Европу надо основать заново и проголосовать на всеевропейском референдуме.

Тот, кто приводит подобные аргументы, принимает во внимание лишь политические силы, которые вписываются в его собственные представления о мире. Поскольку в Ирландии свое "нет" сказали и противники абортов, и те, что считает геев и лесбиянок людьми второго сорта. В Голландии резонанс вызвал вопрос о финансовом равенстве членов ЕС. Большинство посчитало, что голландские налоги не должны уходить в кассу ЕС, чтобы из нее деньги брала какая-нибудь Польша или Словакия. Многие поляки и британцы, со своей стороны, высказались не за усиление близости к народу, демократии и улучшение социальных стандартов на европейском уровне, а как раз за снижение вмешательства ЕС. Как тогда должно выглядеть это новое образование ЕС, с которым могли бы согласится большинство европейцев? Наименьший общий знаменатель находится скорее всего под Ниццким договором.

Вариант призрачный

Проект "Европа" утратил весь свой блеск. Европейская политика в настоящее время все больше напоминает кризисное управление. Пришло время потребовать нового основополагающего признания себя сторонниками европейской идеи. Для этого уже существуют юридические рамки. 15 государств ЕС признали базовый договор. Никто не может помешать правительствам этих государств отменить уже существующие европейские договоры и заново основать союз под крышей базового договора. Они могут принять единогласное решение по поводу того, что каждый член старого Евросоюза может подать заявление о вступлении в новое европейское сообщество. Такие страны, как Ирландия, Голландия и Франция, должны задать своим избирателям простой вопрос: вы хотите, чтобы наша страна вошла в европейское сообщество?

Риск, что подобный референдум провалится, невелик. И тем не менее, 15 государств, несмотря на свою приверженность европейской идее, этим путем не пойдут. Политический риск для них слишком высок. Однако, если все останется как раньше, не будет ли риск еще больше?

Также по теме:

Саркози хочет заставить Ирландию переголосовать (Le Figaro)

Неправильные друзья Ирландии (Frankfurter Allgemeine)

Источник: Tageszeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru