Как и британский премьер Тони Блэр, Коидзуми игнорирует общественное мнение своей страны и твердо придерживается принципа дружбы по расчету.
По-видимому, прямая поддержка Коизуми готовящегося нападения США на Ирак ? поступок, идущий вразрез с неоднозначной оценкой этого шага японской общественностью, - тщательно обдумывалась на протяжении долгого времени.
В понедельник после завтрака, сразу после того, как на Азорских островах была проведена пресс-конференция лидеров США, Великобритании и Испании, Коиздуми заявил, что он уже давно составил свое мнение.
"Сейчас я уже не обдумывал своего решения и не колебался. Я давно сделал свой выбор", - заявил он.
Kоидзуми объявил о своей поддержке американского президента Буша через несколько часов после того, как тот поставил Ираку ультиматум, переданный по японскому телевидению во вторник в 10:00. Он даже не прислушался к просьбе советников подождать с этим заявлением - советники опасались, что Япония таким образом особо выделится из других стран Европы, еще спящих в это время.
То, что Коидзуми поддержал Вашингтон, ни у кого не вызвало удивления. Это было очевидно еще шесть месяцев назад, когда в сентябре прошлого года Коидзуми встретился с Бушем в Нью-Йорке во время церемонии, посвященной первой годовщине теракта 11 сентября.
Сначала в своем выступлении Коидзуми придерживался основного сценария и говорил о том, что в решении иракской проблемы Япония придает большое значение международному сотрудничеству, осуществляемому через Организацию Объединенных Наций. Он говорил о том, что вполне понимает негодование американского народа, но при этом верит, "политика умеренности в отношении Ирака и поиск международного сотрудничества являются наиболее предпочтительными".
Но закончив свою речь, Коидзуми добавил по-английски: "Я буду с вами".
Источники, близкие к Коидзуми, подчеркнули: "Это была отправная точка премьер-министра. Он уже тогда решил поддерживать американского президента".
10 марта, когда Соединенные Штаты еще пытались получить поддержку ООН и добиться принятия резолюции, требующей от Ирака разоружения и санкционирующей военное нападение США в случае его отказа, Буш позвонил Коидзуми.
Как сообщают компетентные источники, после неутешительных бесед с главами других государств Буш несколько успокоился и даже был весел, получив от лидера Японии поддержку, в которой он так нуждался.
В первые дни ближайшие соратники Коидзуми не были столь же благосклонны к американскому президенту, как премьер-министр. Вполне понятно, что они боялись последствий такого шага Коидзуми, тем более что 80% японцев, как показали данные опроса, выступили против нападения на Ирак.
Находясь под впечатлением от антивоенных манифестаций, прошедших во всем мире 15 февраля, некоторые соратники Коидзуми советовали премьеру, чтобы он занял позицию, более согласующуюся с международным общественным мнением. Премьер-министр категорически отклонил этот совет, подчеркнув: "Международное общественное мнение может меняться каждый день, поэтому на него не следует полагаться".
В то же время Япония, крепко связанная с Вашингтоном через Договор о безопасности, все более понимает свою неспособность вести самостоятельную международную политику.
Токио приложил огромные усилия, чтобы убедить Багдад в необходимости сотрудничества с инспекторами ООН. Последняя попытка была предпринята 3 марта, когда Тосимицу Мотэги, первый заместитель министра иностранных дел и особый уполномоченный Коидзуми, встретился с иракским премьер-министром Тариком Азизом. Хотя Moтэги и заявил о необходимости международного сотрудничества для избежания военного конфликта, иракский премьер сделал вывод о том, что Токио уже вошел в альянс с правительствами США и Великобритании. Азиз ответил Мотэги, что его заявление ничем не отличается от того, что говорит Вашингтон.
Как и ряд других правительств, Токио ошибся в прогнозе относительно реакции Франции.
Руководство министерства иностранных дел было абсолютно уверено в том, что, несмотря на свой "скрипучий тон" в Совете Безопасности, Франция будет на стороне США и Англии.
Коидзуми разговаривал с президентом Франции Жаком Шираком по телефону 18 февраля. Ширак отклонил доводы Коидзуми и подчеркнул, что большинство в СБ ООН поддерживает Францию. Все дальнейшие усилия уполномоченных Коидзуми склонить Францию на сторону США были одинаково безуспешны.
В течение нескольких месяцев Токио пытался склонить Соединенные Штаты к компромиссу с ООН и действовать в рамках международного сотрудничества. Во время проведения двусторонних встреч заместитель министра иностранных дел Юкио Tакэути неоднократно подчеркивал, что Токио является противником односторонних действий США и что лидерство США в данный момент крайне нуждается в поддержке мирового сообщества.
Но и эти попытки в итоге потерпели неудачу, поскольку Соединенные Штаты решили, что у них нет иного выбора, кроме как приступить к решительным действиям даже в одиночку, если это будет необходимо.
Один из руководителей министерства иностранных дел в понедельник ночью заявил: "Мы истощили все наши дипломатические ресурсы. Нынешний 2003 год войдет в историю как год падения ООН и использования оружия массового уничтожения в качестве главного средства при решении международных проблем".