То, что съемочные группы со всей Европы ринутся в маленькую богемскую деревню, стало для Яна Неорала большой неожиданностью. Он староста Трокавца, деревни с 98 жителями, лежащей к западу от Праги. Именно здесь американские военные в рамках планируемого ими ракетного щита хотят построить мощную радиолокационную станцию. "Когда мы это услышали, мы подумали, что мир сошел с ума", - говорит Неорал. С тех пор староста борется против этого плана - и выражает свое сожаление в связи с тем, что мирный Трокавец вдруг оказался в центре мировой политики.
К территории его деревни примыкает запретная военная зона Брды. Раньше Советы держали здесь свой последний внешний пост перед границей с капиталистическим Западом. Теперь интерес к данной территории проявили американцы. Для создания планируемого ими пояса противоракетной обороны им нужна база в Европе, и географическое положение Чехии подходит для этих целей оптимально. Отсюда США хотят защищаться от вражеских ракет, которые могут запустить государства-изгои вроде Ирана или Северной Кореи.
Для чешской политики эта тема весьма щекотлива. Новое правительство буржуазного премьера Мирека Тополанека считается проамериканским, и оно уже намекнуло США о своем согласии. Однако оппозиция, состоящая из социал-демократов и коммунистов, рьяно противостоит наглому требованию американцев, да и абсолютное большинство граждан, как показывают опросы общественного мнения, высказываются против радара.
Наиболее сильным сопротивление кажется именно в этом регионе. Староста Неорал опасается, что Трокавец может стать мишенью для террористов. А еще он боится излучения радиолокатора. "Не хочу, что здесь рождались одни уроды, - говорит он и добавляет: - Даже если никакой опасности нет, все равно пусть они строят его где-нибудь в другом месте. Почему бы, например, не в Праге?"
В знак протеста Неорал провел референдум. Результат: все граждане выступают против строительства радиолокационной установки, за американский проект был подан всего один голос. При этом больших ожиданий Ян Неорал с референдумом не связывает. Однако сопротивление он продолжит: если правительство уже решило, что обойдется без его мнения, то тогда интересы своей деревни ему придется защищать нетрадиционными способами, говорит он.