В эти дни Ислам Каримов делает то, что у него, очевидно, получается лучше всего: врет, скрывает правду, вводит других в заблуждение. Нет, утверждает президент Узбекистана, в прошлую пятницу на Бабурской площади в центре Андижана представители узбекских сил безопасности не открывали огонь по безоружным мирным гражданам. Напротив, ранее Андижан был захвачен террористами и исламистами, которые отказались вести переговоры с узбекским правительством. Против этих экстремистов и были приняты меры.
Местные и западные очевидцы, которые были свидетелями событий кровавой пятницы на Бабурской площади, резко оспаривают версию Каримова, так же как и официальное число жертв, составляющее 169 человек. По неофициальным оценкам, число жертв колеблется между 500 и 2000 убитых, среди которых много детей и женщин.
Солдаты узбекского Министерства внутренних дел действовали непрофессионально в борьбе с вооруженными повстанцами. Изрядно выпив водки перед началом операции, они, сидя в броневиках, стреляли из тяжелых пулеметов по всему, что двигалось на Бабурской площади. Особенно возмутительными являются сообщения, согласно которым солдаты добивали лежащих или ползущих раненых на площади.
Те, кто были свидетелями демонстрации протеста, с которой режим Каримова расправился с такой жестокостью, опровергают также, что демонстранты требовали создания мусульманского религиозного государства и что среди них было много вооруженных участников. Гнев демонстрантов в первую очередь был обращен против местных коррумпированных представителей власти, произвола правосудия и государственной репрессионной системы, которая все больше ограничивает политическую, экономическую и социальную свободу узбеков.
Режиму Каримова удавалось в течение последних полутора лет заставлять весь остальной мир верить в то, что страна с населением в 26 миллионов человек постоянно находится под угрозой экстремистов, которые хотят создать здесь террористический религиозный режим, как у талибов. Сильно преувеличивая опасность, исходящую от исламских экстремистов, правительство смогло отвлечь внимание от катастрофической экономической и социальной политики в стране и бессовестной коррупции правящей элиты. Ислам Каримов уже в течение многих лет занимается тем, что пытается с безудержной жестокостью бороться с угрозой, исходящей от исламистов, с тем террористическим монстром, которого он сам создает.
В Узбекистане уже в течение многих лет - вопреки всем официальным статистикам и статистикам Всемирного банка - идет резкий экономический спад, о чем осведомлен один из лучших знатоков страны, бывший посол Британии в Ташкенте Крейг Мюррей. Мюррея полгода назад уволили из министерства иностранных дел, потому что он открыто называл вещи своими именами.
Режим Каримова из всех бывших Советских республик больше всех сопротивляется реформам.
Мюррей называет режим власти в Ташкенте "клептократией". Правящая элита без стеснения обогащается на экспорте хлопка и золота, а также на торговле наркотиками. Однако этого, очевидно, не хватает, и власть выжимает все что можно из народа.
Рабство, эксплуатация, коррупция, политические репрессии вызывают гнев у народа Узбекистана и заставляют его ненавидеть существующий режим. Не ислам представляет главную угрозу для Узбекистана, а режим Ислама Каримова.