Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 мая 2005 г.

Даниэл Домби | Financial Times

Москва играет важную роль в переговорах об иранской ядерной программе

Россия играет важную роль в попытке предотвратить кризис, связанный с иранской ядерной программой, в преддверии встречи министров иностранных дел стран ЕС и иранской делегации, которая состоится на следующей неделе.

Роль Москвы особенно важна по причине того, что Россия сотрудничает с Ираном в ядерной сфере, и из-за наличия у России права вето в Совете Безопасности ООН.

Главный предмет спора между Тегераном и европейцами - заявления Ирана о намерении возобновить работу над рядом проектов своей ядерной программы, которая была приостановлена. При этом Россия берет на себя ответственность за самый "деликатный" процесс - обогащение урана - в результате которого можно создать материал для производства ядерного оружия.

Москва проводит дипломатические консультации с Тегераном и Францией, Германией и Великобританией, которые ведут переговоры с Ираном по поводу его ядерной программы. Тегеран настаивает на том, что вся программа разрабатывается в мирных целях, но Соединенные Штаты подозревают Иран в намерении создать ядерное оружие.

Ожидается, что идея Ирана возобновить работу над своей ядерной программой, о которой Иран сообщил европейским странам в прошлом месяце, станет главным предметом обсуждения на встрече в будущий вторник между главным представителем Ирана на переговорах Хасаном Рохани и министрами иностранных дел трех европейских стран - Джеком Стро, Йошкой Фишером и Мишелем Барнье.

По предложенному Ираном сценарию он возобновит производство уранового гексафлорида, что является первой стадией цикла производства ядерного топлива, но затем отправит полученный материал в Россию для обогащения.

Европейцы выразили свою обеспокоенность по поводу этой идеи, так же, как и Россия.

"Слишком рано рассуждать об этой идее, - говорит один европейский дипломат. - Пусть сначала иранцы покажут нам, что они намерены делать". Кроме того, иранцы еще должны отказаться от своих намерений проводить в Иране обогащение урана для "исследовательских" целей. Европейский союз сразу же высказался категорически против таких предложений Тегерана.

Но участники переговоров могут оказаться стесненными в выборе возможных вариантов. Иран, раздраженный отсутствием прогресса на переговорах, которые начались еще в ноябре прошлого года, постоянно угрожает возобновить производство уранового гексафлорида в одностороннем порядке.

Это будет нарушением соглашения о приостановлении работ, связанных с производством уранового топлива, которое Иран заключил в прошлом году с тремя странами ЕС, и, вероятно, это подведет черту под попытками решить проблему дипломатическими средствами.

Франция, Германия и Великобритания пообещали Соединенным Штатам, что, если Иран нарушит соглашение, они поддержат усилия по вынесению этой проблемы на обсуждение Совета Безопасности ООН. Хотя неизвестно, поддержит ли их в этом случае Международное агентство по атомной энергии.

Вчера Николас Бернс, третий человек по влиянию в Госдепартаменте США, высказал одобрение по поводу действий России по поддержке позиции стран Евросоюза на переговорах с Ираном. Затем со своей стороны одобрение высказали президент Буш и госсекретарь Кондолиза Райс.

Бернсу поручено играть ключевую роль на переговорах, которые пройдут на следующей неделе. Во вторник он встретится с высокопоставленными дипломатами трех европейских стран, после того как в понедельник состоится дискуссия между представителями трех стран ЕС и Ирана, и незадолго до встречи министров иностранных дел с иранскими представителями, которая также запланирована на вторник.

Вчера на слушаниях в сенате США Бернс заявил, что Иран должен "проявить на переговорах добрую волю и пойти на прекращение всех операций ядерного цикла". Бернс сказал, что Соединенные Штаты не видят признаков того, что Иран принял стратегическое решение отказаться от своих ядерных амбиций.

В ходе слушаний сенаторы неоднократно призывали Бернса провести прямые переговоры между США и Ираном. По словам Бернса, к идее таких контактов следует вернуться после президентских выборов в Иране, которые пройдут 17 июня. В то же время Бернс настаивает на том, что Иран должен изменить свою линию поведения.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru