Бывший астронавт НАСА, принц Султан бен Салман принимает самые дерзкие вызовы, что нечасто встречается в избалованной нефтью Саудовской Аравии. Этот энергичный и доступный принц, возглавивший совсем недавно созданную "Высшую комиссию по туризму", отвечает за развитие туризма на родине Усамы бен Ладена.
Султан бен Салман рассчитывает прежде всего побудить иностранных паломников продлить свое пребывание в стране по завершении "малого паломничества" в Мекку, привлечь в Саудовскую Аравию семьи из других стран Залива и удержать саудовцев у себя дома. Может быть, кто-то из них, вместо того, чтобы искать приключений на недружелюбном Западе, предпочтет проводить отпуск на рынках Джидды или на зеленых холмах Асира?
Султан бен Салман с готовностью признает, что "туристический рынок останется для королевства второстепенным по важности" и будет ограничен групповыми заездами. Журналист напоминает, что до 11 сентября 2001 года американцы и японцы уже отваживались посещать археологические памятники севера страны и нефтяные месторождения Восточной провинции.
Прежде чем взяться а это дело, принц наводит справки. Он хочет знать, как австралийцы или ирландцы выносят мирное "вторжение" иностранных гостей. Он советуется с религиозными деятелями, которые в 1990 году негативно отреагировали на высадку многоконфессиональных западных войск. Он объясняет свой проект в школах и "в самых различных кругах". "Есть вещи. которых нельзя делать, и есть вещи, которые не хотят делать!" ? осторожно говорит он.
Свою стратегию умеренной открытости принц Абдалла бен Абдель Азиз проводит с тех пор, как болезнь его сводного брата ? короля Фахда ? выдвинула его на руководящий пост в Саудовской Аравии.
"Регент" уже выдал женщинам удостоверения личности, а затем, воспользовавшись драматическим инцидентом, буквально вырвал у министерства по религиозным делам разрешение на образование для девочек.
Королевство недавно принимало у себя "докладчика ООН по вопросам независимости судей и адвокатов". Значение этой первой поездки такого рода в страну, где властвует шариат, было ограниченным. Но все же она показала, что "несмотря на исламскую систему, Эр-Рияд готов взаимодействовать с окружающим миром", ? объясняет один эмигрант.
В октябре в Эр-Рияде также прошла конференция, посвященная мусульманским гуманитарным организациям ? предмету особой ненависти американского правительства. Присутствовавший на ней со своими министрами принц Абдалла "успокаивал религиозных лидеров". Но в то же самое время его брат Наиф, министр внутренних дел, говорил о создании контролирующего органа, что могло лишь вызвать их возмущение.
Эти белые камешки на долгой дороге эволюции аравийского общества, свидетельствует об успехе инициатив, выдвинутых задолго до 11 сентября, подчеркивает журналист. Эти свидетельства подпитывают саудовский протест против заокеанских "прокуроров", которые разоблачают предполагаемых сторонников и спонсоров Бен Ладена. "11 сентября дало новый импульс переменам. Шквал американской критики в прошлом году затормозил их", ? говорит дипломат, работающий в регионе. Он констатирует "обратное движение маятника и консервативную реакцию, сопровождающуюся усилением религиозных кругов".
Эта "радикализация" проявилась на трех фронтах. Преподавание английского языка в младших классах было предусмотрено ввести уже в этом учебном году. Оно было отложено на год. Арабский интеллектуал свидетельствует: "Уже были напечатаны учебники. 900 преподавателей были выписаны из арабских стран, еще 300 подготовлены на месте. И за неделю до "дня Х" противники проекта обрушились на него, заявляя по мобильным телефонам и с кафедр мечетей, что введение уроков английского является покушением на исламский облик королевства". То, что некоторые саудовцы, "не учившиеся на Западе, сомневаются в необходимости введения преподавания английского языка раньше преподавания арабского", похоже на правду. Но, конечно, не это было истинной причиной откладывания реформы, которая, как втайне рассчитывал Запад, уменьшила бы удельный вес религии в саудовской системе образования. Принц Абдалла объявил о реформе "спонсорства" ? практики, которая обязывает работника или хозяина предприятия-иностранца платить налог саудовскому "спонсору". Ее отмена послужила бы дополнением к недавно проведенной реформе кодекса об инвестициях. Министр внутренних дел принц Наиф отложил все перемены до бедуинских календ. По словам дипломата, мотивом послужило единственное соображение: "сейчас не время!"
Очевидное свертывание американо-саудовских отношений не располагает Абдаллу и его братьев к принятию мер, которые могут быть интерпретированы как "знак интеграции в мир, управляемый сверхдержавой". Дипломат добавляет: "Руководство хочет, чтобы что-то менялось. Но чем больше перемены выглядят как результат иностранного диктата, тем меньше у них шансов на успех".
Принц Абдалла сможет "приоткрыть" королевство для внешнего мира лишь убедив в этом весь свой народ. Он это знает и хочет этого. Но несмотря на инициативы министерства по религиозным делам, провинциальные проповедники продолжают, по многочисленным свидетельствам, взывать к помощи Аллаха против христиан и иудеев? Другие призывают "верующих" не желать "счастливого Рождества" экспатриантам. Можно по-прежнему рассчитывать на помощь мутавва (религиозной полиции) в борьбе с рождественскими елками или сатиновыми сердцами-"валентинками"! Что уж говорить про интернет-сайты, которые "пропагандируют джихад и распространяют антизападную пропаганду".
11 саудовских и суданских членов "Аль-Каиды" были арестованы после обнаружения в мае ракеты, пущенной неподалеку от одной из военных баз. Как считает журналист, это означает, что "боевики "Аль-Каиды" есть и отрицать этот факт было бы нелепо". Другой журналист утверждает, что у Бен Ладена в стране по меньшей мере имеются "сторонники, которых, впрочем, иногда задерживают и допрашивают в полиции".
Старый экспатриант напоминает, что "среди саудовцев, вернувшихся из Афганистана, попадаются всякие!"
За два года в стране погибло трое англичан и один немец, машины которых были взорваны. Власти свели эти убийства к "сведению счетов" между контрабандистами алкоголя (этот бизнес приносит огромные доходы, и не только гражданам западных стран). Это объяснение не устраивает одного азиатского дипломата, который называет его "враньем". Шокированные противоречиями в официальных сводках, некоторые экспатрианты выдвигают другие версии. Они задаются вопросом о том, что было бы, если бы ? как это едва не произошло ? жертвой пресловутого "сведения счетов" стал американский гражданин.
Саудовцы были потрясены произошедшим в мае в Кувейте убийством на маневрах двух американских морских пехотинцев. "Какой это урок для американцев! Одиннадцать лет назад кувейтцы встретили их как освободителей. Сегодня они их убивают", ? констатирует бизнесмен. Его друг подхватывает мысль: "Если в Ираке начнется война, то, что произошло в Кувейте, может повториться здесь. Если вы посадите кошку в коробку, не удивляйтесь, что она расцарапает вам лицо!"
Всплеск терроризма на местной почве имел бы катастрофические последствия. "Я молю Бога, чтобы здесь этого не произошло", ? говорит высокопоставленный саудовский чиновник.