Арабские государства нерационально расходуют свои нефтяные доходы и вкладывают недостаточно средств в образование и науку, говорится в опубликованном сегодня докладе ООН.
После беспрецедентного прошлогоднего доклада, вызвавшего большие споры и недовольство, второй доклад "Развитие человека в арабских государствах", написанный 40 арабскими интеллектуалами, подвергает правительства критике за то, что они упускают потенциальную выгоду от больших нефтяных прибылей для сферы образования. Не способствует этому и то, что развитие нефтяной отрасли доверяется зарубежным корпорациям.
Зависимость от нефти привела к "концентрации богатства в руках меньшинства", "неустойчивости экономического роста" и к "уменьшению спроса на знания", говорится в докладе, призывающем увеличить инвестиции в образование для преодоления "растущего разрыва в знаниях между арабскими государствами и странами Запада".
"Многие дети до сих пор не имеют доступа к базовому образованию. Высшее образование получает все меньше людей, а государственные расходы в этой сфере сократились по сравнению с 1985 годом", - говорится в докладе.
Это исследование, второе из запланированных четырех, проводимых при поддержке ООН и Лиги арабских государств, цель которых обозначить основные проблемы развития, стоящие перед 22 арабскими государствами от Марокко до Ирана, Египта и Йемена. Первый доклад ООН "Развитие в арабских государствах", опубликованный в июне прошлого года, вызвал неоднозначную реакцию: на многих официальных встречах обсуждалось его значение, но не многие арабские правительства одобряют этот план.
Главный автор сегодняшнего доклада, Рима Халаф Хунайди заявила: "Лишь несколько стран на официальном уровне признали прошлогодний доклад и говорили о нем. Некоторые из них сочли, что ситуация в их государствах представлена некорректно". Однако, добавила она, более миллиона людей скачали его с сайта - такой популярностью не пользовался ни один доклад подобного рода.
В первом докладе говорилось о трех главных факторах, приводящих к бедности в регионе: отсутствии гражданских свобод, образования и равноправия женщин.