В новостных программах "Эхо-ТВ" можно говорить что угодно. Проблема в том, что смотреть их можно только за границей
Закрытие в июне последнего в России независимого телеканала оставило самым талантливым и бесстрашным журналистам страны последнее убежище на телевидении. В маленькой студии "Эхо-ТВ" они могут говорить все, что им нравится, но их передачи нельзя смотреть ни на одном телеканале в стране.
Знамя независимого телевидения в России сорвано, и "Эхо-ТВ" из богом забытого угла передает новости для соотечественников за границей.
Изоляция "Эхо-ТВ" отражает реальность постсоветских СМИ: при президенте Путине независимые издания мало-помалу уничтожили, кое-кто сказал бы - удушили. Новые правила для СМИ вызвали бурю протестов по поводу цензуры и усиления контроля над СМИ.
Помимо прочих запретов новые законы запрещают СМИ комментарии по поводу выборов. В преддверии парламентских и президентских выборов более ста законодателей оспаривают новые правила в Конституционном суде.
В последние три года независимые каналы один за другим переходили под контроль государства или закрывались по финансовым причинам, но Кремль отрицает свою причастность к их гибели. Новые правила для СМИ предположительно призваны предотвратить клевету в ходе избирательных кампаний, но на деле они означают, что любое издание, анализирующее политику кандидата можно закрыть до окончания выборов.
В последние пять лет пыл СМИ начала 90-х сошел на нет, они утратили все, что приобрели при вывшем советском лидере Михаиле Горбачеве, который ввел гласность. Аудитория газет и их прибыли резко сократились.
Бывший президент Борис Ельцин относился к независимому телевидению как мрачный медведь, время от времени наносящий удары маленькой надоедливой собачке.
Но бывший подполковник КГБ Путин, по словам критиков, сознательно душил независимое телевидение и ограничивал свободу прессы, чтобы задавить оппозицию и надежнее прибрать Россию к рукам.
Никто не вытаскивает на свет грязное белье региональной бюрократии и коррумпированных чиновников, и кое-кто предупреждает, что, в конце концов, отсутствие независимых СМИ может обернуться против Кремля, который окажется в изоляции и неведении о происходящем в России.
"Эхо-ТВ" должно подчиняться новым правилам, запрещающим предвыборные комментарии. Но поскольку оно вещает за пределами России, власти не обращают на него внимания, сказал заместитель директора "Эхо-ТВ" Андрей Норкин.
Новостные программы "Эхо-ТВ" транслируются на русскоязычную аудиторию в разных странах, включая Израиль, Германию и США, через израильскую спутниковую сеть, принадлежащую живущему в изгнании медиамагнату Владимиру Гусинскому. Десять лет назад Гусинский основал независимый телеканал НТВ, который неоднократно имел стычки с Кремлем и в конце концов в 2001 году был передан под государственный контроль.
Норкин недавно был выдвинут на главную телевизионную премию страны, хотя для российской аудитории его лицо - это лишь память о временах НТВ.
Другое знакомое лицо на "Эхо-ТВ" - Владимир Кара-Мурза, бывший ведущий новостных программ НТВ, который поработал на трех независимых каналах, захваченных представителями государства или закрытых по финансовым причинам. Когда в июне закрылся последний независимый российский телеканал ТВС, он устроился работать истопником, поклявшись, что никогда не будет работать на государственном телевидении.
Его протест напоминает об интеллектуалах советской эпохи, которые работали дворниками и истопниками, чтобы не сотрудничать с тоталитарным государством.
"Когда работаешь истопником, падать уже некуда", - сказал Кара-Мурза, заявив, что может прожить и без славы.
В советские времена, окончив университет, Кара-Мурза не нашел "подходящей работы". Он давал частные уроки истории, но в эпоху постсоветского экономического коллапса ему пришлось стать дворником.
Старый университетский товарищ Олег Добродеев, возглавлявший тогда НТВ, вытащил его из безвестности и сделал ведущим. Сегодня Добродеев возглавляет государственный канал РТР, и они не разговаривают.
Кара-Мурза с презрением отзывается о своих коллегах по независимому телевидению, которые пошли работать на НТВ, находящееся под государственным контролем.
"По-моему, государственное телевидение просто позорно", статично и удушливо, сказал он. Даже тон заставляет вспомнить советских дикторов, добавил он.
Новостная программа Кара-Мурзы на "Эхо-ТВ" освещает проблемы, от которых шарахаются журналисты, работающие в государственных СМИ: предстоящие парламентские выборы, чеченский конфликт, отключения электричества и, конечно, цензуру.
Новые правила, уже вступившие в силу, запрещают СМИ высказывания, которые могут побудить читателя проголосовать за или против того или иного кандидата.
"Сегодня все издания в России вынуждены работать под угрозой закрытия в любую секунду", - заявил лидер Союза правых сил Борис Немцов, организовавший обращение в Конституционный суд.
Он пожаловался, что государственные СМИ освещают каждый шаг пропутинской "Единой России", игнорируя всех остальных.
По словам Норкина, Путин и его сторонники считают, что России нужна твердая рука, а намеченные ими изменения можно осуществлять, только когда СМИ запуганны и покорны.
Аналитики полагают, что Кремль будет держать СМИ под жестким контролем до окончания выборов 2004 года.