Теракт 4 октября в ресторане "Максим" в израильском городе Хайфа, унесший жизни 21 человека, совершила 29-летняя женщина, завербованная палестинской фундаменталистской группировкой "Исламский джихад". Можно ли считать использование женщин в качестве террористов-смертников поворотным моментом в политике террористических фундаменталистских организаций?
Женский суицидальный террор сам по себе отнюдь не новый феномен. Впервые женщину на совершение теракта отправила в 1985 году светская просирийская ливанская организация PPS: 17-летняя ливанка Сана Мхайдали взорвала себя около израильского конвоя в Ливане. С тех пор женщины от имени светских организаций, включая "Бригады мучеников Аль-Аксы", отпрыска "Фатх", совершили шесть терактов-самоубийств в Израиле.
Женщины из подразделения "Черные тигры", входящего в состав "Тамильских тигров", несут ответственность за две трети из 240 терактов-самоубийств на Шри-Ланке. В Турции женщины провели большую часть терактов, заказанных Курдской рабочей партией. В Грозном и Москве чеченские "Черные вдовы" ответственны за половину терактов-самоубийств, совершенных в ходе кампании чеченского террора против россиян.
До последнего времени использование женщин для совершения терактов-самоубийств было однозначным признаком секуляризма в противовес терроризму религиозному. Чеченская кампания террора стала первым намеком на смешение первого и второго. Группировки, участвующие в этой кампании, действуют под прикрытием националистической идеологии, и в то же время сотрудничают с международными террористическими организациями, ведущими джихад, "священную войну" против Запада.
Список этих организаций включает "Аль-Каиду". А в составе командиров чеченских группировок присутствуют несколько "афганских питомцев". Может статься, что увеличение количества чеченских террористок-самоубийц свидетельствует об изменениях в отношении фундаменталистских исламистских организаций к участию женщин в терроре - изменений, которые так отчетливо проявились в Хайфе.
Использование женщин противоречит исламским принципам и социальным нормам, которые запрещают женщинам заниматься "мужской" работой, требующей тесных контактов с другими мужчинами помимо их мужей. Некоторое время назад нарушение этих запретов жестко оспаривалось религиозными лидерами, которые наделены полномочиями благословлять операции смертников. Как и можно было предположить, исламские власти, поддерживающие эти атаки, придумали подходящее оправдание для использования женщин.
Стремление фундаменталистских террористических организаций отправлять на совершение терактов-самоубийств все больше и больше женщин зиждется на получаемых от этого тактических преимуществах. Внешняя безобидность женщин и якобы испытываемое ими отвращение к насилию помогают им преодолевать барьеры безопасности, не вызывая подозрений.
Эти соображения могут перевесить не только религиозные и социальные запреты, но и опасения, вызванные требованиями мусульманских женщин дать им права и свободы, которых они лишены.
Механизмы отбора женщин для выполнения террористических операций и методы, используемые для их убеждения, в общем и целом являются такими же, как и при работе с мужчинами, одинаковы практически во всех странах и культурах, а также в религиозных и светских организациях.
Пользуясь растерянностью кандидатов, некой долей энтузиазма и часто их личной трагедией или жаждой мести, "увещеватели" подвергают и женщин и мужчин зомбированию и манипулируют ими по собственному усмотрению. Они указывают потенциальным смертникам на якобы правильный путь и, на первый взгляд, магическое решение их проблем, преисполненное национального или религиозного символизма, обещая солидное вознаграждение: им - в ином мире, их семьям - в этой жизни.
Хайфский теракт - это первый "успешный" теракт-самоубийство в исполнении женщины, действовавшей от имени фундаменталистской палестинской организации - попытки были и раньше, но их удавалось либо предотвратить, либо значительно снизить их мощность.
Этот теракт следует расценивать как признак дальнейшего стирания традиционно поддерживавшихся фундаменталистскими организациями ограничений на участие женщин в терроре. Таким образом, вполне вероятно, что хайфская смертница была не последней террористкой-самоубийцей.
Это не значит, что женщины займут ведущую роль в террористической кампании. "Хамас", в отличие от "Исламского джихада", всегда уделял большее внимание идеологическому содержанию своих действий и до сих пор ограничивал участие женщин в кампании террора ролью сторонников терактов-самоубийств.
Однако и это может измениться. Духовный лидер "Хамас" Шейх Ахмед Яссин не исключает возможности прямого участия женщин и даже заранее предложил религиозное тому оправдание.
Вполне возможно и то, что свой курс изменят "Аль-Каида" и связанные с ней группировки, лидеры которых пока не спешили принимать женщин в свои ряды. Религиозные и идеологические изменения последнего времени являются невыгодным для "Аль-Каиды" развитием событий. И все же, если ее лидер сочтет преимущества использования женщин стоящими, есть вероятность, что "Аль-Каида" тоже перейдет этот Рубикон и найдет имеющие обратную силу оправдания.