Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 октября 2004 г.

Артем Агулник | The Washington Post

Новая ОПЕК на подходе?

Недавний взлет цен на нефть делает энергетическую безопасность важным вопросом предвыборной кампании. И президент Буш, и сенатор Джон Керри упоминают о разработке жизнеспособной "водородной экономики" и формировании инфраструктуры вторичного использования энергии как о важных аспектах диверсификации энергетической политики США. Но пока ни один из них не сосредоточился на топливе, которое в ближайшие годы, вероятно, станет вторым наиболее часто используемым источником энергии - газе.

Такое отсутствие внимания является серьезным недосмотром. Газ - это наиболее быстро растущий источник первичной энергии, и его глобальное потребление, по прогнозам, будет увеличиваться на 2% ежегодно до 2025 года. Самым заметным увеличение его использования станет в развивающихся странах, включая республики бывшего СССР и страны Восточной Европы, для которых Москва является главным поставщиком. По мнению министерства энергетики, спрос на газ в США также резко возрастет и увеличится почти на 40% к 2025 году.

Растущая зависимость страны от газа способна видоизменить политический диалог Соединенных Штатов с Россией, на долю которой приходится 28% мировых газовых резервов, увеличивая ее значимость из-за нестабильности других ведущих экспортеров - Ирана и Саудовской Аравии. Россия уже обеспечивает более трети потребности Западной Европы в газе, Финляндия и Словакия получают от нее все 100%. Ожидается, что к 2025 году даже США существенно увеличат импорт сжиженного газа из России.

В последние годы Кремль, бесспорно, стал главным игроком на мировом рынке газа. Уже названная "газовой Саудовской Аравией", Россия также сумела установить газовый контроль в "ближнем зарубежье" - в Центральной Азии и на Кавказе.

Многое делается через огромные государственные энергетические монополии. В апреле 2003 года "Газпром" завершил сделку с Туркменистаном, дающую ему право в течение 25 лет покупать туркменский газ. В рамках соглашения к 2009 году Москва фактически будет контролировать весь экспорт туркменского газа, что даст ей важные политические рычаги в "нейтральной" республике.

В июне президент Путин подписал со своим узбекским коллегой Исламом Каримовым соглашение на 35 лет, по которому Россия получает права на разработку газовых резервов Узбекистана. "Газпром" уже выразил заинтересованность в приобретении 44% акций узбекской трубопроводной монополии "Узбектрансгаз".

В июне же "Газпром" объявил о намерении подписать с Казахстаном контракт на пять-семь лет на участие в разработке месторождения Карачаганак. Компания также проявила заинтересованность в покупке значительной части трубопроводной инфраструктуры страны. В последние годы дискуссии по этому поводу ведутся также между "Газпромом" и высокопоставленными чиновниками Киргизии и Таджикистана.

В руках России газ стал геополитическим оружием. За "неуплату" Кремль - через "Газпром" - прекращал поставки газа в Белоруссию, на Украину, в Грузию и Армению, когда внутренняя или внешняя политика этих стран шла вразрез с его интересами. Ему также удалось наладить связи с Турцией, своим давним соперником в регионе. С 2001 года "Газпром" связывает Ставропольский край России с Анкарой газопроводом "Голубой поток", превращая Турцию в крупного энергетического клиента России. Разрабатываются планы создания новых трубопроводов, они касаются Америки и Ирана.

Россия начала организовывать мировых экспортеров газа под своей эгидой. По прогнозам аналитиков, создание в 2001 году новой группы под названием "Форум стран - экспортеров газа" может стать предвестником газовой ОПЕК, возглавляемой Россией. Во время июньской встречи Форума в Каире заместитель генерального директора "Газпрома" Александр Рязанов дал понять, что члены Форума должны "координировать" свою газовую политику, дабы продавать газ по "наиболее высоким ценам".

Таким образом, Россия, уже вошедшая в число ведущих экспортеров нефти, проявила свое стремление стать бесспорным энергетическим царем, имеющим возможность диктовать политику Европе и США.

Едва ли такой вариант является компонентом энергетической политики, которую имеет в виду один или другой кандидат в президенты.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru