19 авторитетных американских экспертов в области атомной энергетики заявили, что стены отсеков атомных реакторов электростанций способны выдержать падение самолета. Ранее многие утверждали, что АЭС страны не защищены от терактов, подобных тому, который привел к крушению Всемирного Торгового Центра.
Правительственная лаборатория завершила проведение экспериментов, которые показали, что реакторы надежно защищены.
Эксперименты проводили девятнадцать ученых, многие из которых работают или работали в университетах и компаниях, строящих или управляющих реакторами. В пятницу они обнародовали результаты исследований в журнале Science. На их взгляд, опасения в том, что реакторы могут пострадать в результате терактов, необоснованны.
"Утверждается что самолет может пробить укрепленную железобетонную стену толщиной полтора метра вокруг ядерного реактора, - говорится в статье, - и что в результате произойдет ядерный взрыв, который приведет к гибели десятков тысяч людей, что окружающая территория станет непригодной для жизни на несколько веков. Однако никакой самолет не способен пробить такую стену".
Этот сценарий "был проверен в 1988 г., когда беспилотный самолет врезался в стену на скорости 215 метров в секунду". Ученые говорят, что двигатели смогли проникнуть в толщу бетона лишь на два дюйма, а фюзеляж остановился еще раньше.
Этот эксперимент проводила компания Sandia National Laboratories. Многие специалисты оспаривают его результаты. Активисты, выступающие против АЭС, еще до терактов 11 сентября заявляли, что во время удара самолета стена сдвинулась на несколько футов. Это значительно уменьшило силу удара.
Пресс-секретарь Sandia Джон Герман сказал, что эксперимент проводился не для того, чтобы проверить прочность стены, а для того, чтобы измерить силу удара. Его проведение финансировал институт структурной механики Муто в Токио (Muto Institute of Structural Mechanics Inc.). Японский институт хотел создать компьютерную модель подобных столкновений, и этот эксперимент был первым шагом. Однако, по словам Германа, японцы не стали проводить дальнейшие эксперименты.
На вопрос о том, показал ли эксперимент, что самолет не способен пробить стену, Герман ответил: "Мы предпринимали значительные усилия, чтобы остановить распространение этого слуха. Эксперимент проводился для того, чтобы измерить ударную силу сверхзвукового самолета. Мы не тестировали саму стену. Мы не проверяли прочность структуры".
Специалисты говорят, что несмотря на это эксперимент подтверждает их точку зрения. Организации, выступающие за полный отказ от атомной энергии, обращают внимание на тот факт, что самолет F-4 Phantom, с которым экспериментировала Sandia, весит значительно меньше большого авиалайнера.
Джеймс Макерхайде, директор центра ядерных технологий в политехническом институте Вустера (Center for Nuclear Technology and Society at Worcester Polytechnic Institute), на работы которого ссылаются авторы статьи, сказал, что стены реактора способны выдержать нагрузку значительно более тяжелую, чем падение авиалайнера. По словам Макерхайде, по сравнению с F-4 крупный пассажирский самолет - это "пустая жестянка, которая еле движется".
Он сказал, что стены реакторов способны выдержать огромную сжимающую нагрузку. По его словам тот факт, что в ходе проведенного Sandia эксперимента стена сдвинулась, не имеет большого значения.
Однако неизвестно, являются ли защитные сооружения реакторов самым слабым местом атомной электростанции. Большая часть радиоактивных материалов, находящихся в распоряжении государства - это отработанное ядерное топливо, а оно как правило хранится в зданиях, прочность которых значительно ниже.