Альфа-банк успешно пережил кризис. Ему удалось сохранить свою ликвидность в тот момент, когда конкуренты были вынуждены закрываться, а частные вкладчики осаждали двери кредитных учреждений. Президент Альфа-банка Михаил Фридман заявляет, что банку помог консервативный подход: у него не было большого количества государственных облигаций ГКО и форвардных долларовых контрактов с иностранцами.
В результате девальвации у большинства российских банков образовались миллиардные долги по форвардным контрактам, зафиксированным при курсе около 7 рублей к доллару - потом курс снизился до 25 рублей.
На ликвидность Альфы повлияло также то, что как раз подошло время оплаты кредита, выданного Тюменской Нефтяной Компании, и то, что банк продал во время кризиса долг ?Газпрома? примерно в $50 миллионов. Долг ?Газпрома?, едва ли не самой ценной из российских голубых фишек, - один из немногих долгов, которые можно было продать во время кризиса с разумной скидкой.
Миновав трудный период, Фридман решительно настроен превратить свое преимущество в капитал. С помощью кредита в $42 миллиона, полученного от АРКО (Агентство по Реструктуризации Кредитных Организаций), Альфа расширяет сеть филиалов.
Количество отделений банка для работы с частными клиентами увеличилось в пять раз и достигло 25. В этом году к 20 московским отделениям добавились 10, и ожидается открытие новых. Альфа работает в основном с корпоративными клиентами и рассчитывает стать крупнейшим российским банком.
Репутация - это все.
Альфа лидирует на внутреннем фронте, и все-таки российским банкам еще далеко до того, чтобы их можно было сравнивать с банками на других рынках. Центральный Банк по существу игнорирует стоящую перед ним со времени девальвации задачу по реструктуризации банковского сектора. Эксперты считают, что из примерно 1 300 российских банков, лишь 200 - 300 реально ликвидны.
?Альфа вырвался вперед, но когда в тебе четыре фута росту, с карликами соревноваться не сложно?, - говорит Ким Искьян (Kim Iskyan), банковский аналитик ?Реннесанс Капитала?.
И все-таки Альфа-банк, наверное, один из сильнейших банков на российском рынке. В течение первых месяцев этого года, он упорно доказывал это, готовясь вернуться на рынки капитала.
?У них грамотный пи-ар, - говорит Маргот Джекобс (Margot Jacobs), банковский аналитик ?Объединенной Финансовой Группы?. - Они выдержали кризис, оставшись банком, способным делать бизнес, и превратили свое преимущество в деньги?.
Большая часть других крупных банков объявила дефолт по своим международным обязательствам, Альфа что есть силы старался сохранить хорошие отношения со своими кредиторами и подтвердить свою высокую репутацию.
?Главное - это наша репутация, - говорит Фридман. - В начале кризиса 1998 г мы сказали нашим кредиторам, партнерам и клиентам, что мы заплатим, что мы должны заплатить и будем платить столько, сколько сможем, все деньги, которые у нас будут?.
Из $77 миллионов синдицированного кредита, подлежащего к оплате в 1998 г, Альфа выплатил $20 миллионов сразу же, а остальное реструктурировал, договорившись заплатить через три года.
Следующая проблема ожидает Альфа-банк летом этого года. В июле ему предстоит платить по $175 миллионам евробондов. Аналитики сомневаются, что Альфа сумеет покрыть все, но Фридман уверен, что выплаты будут осуществлены. ?Я на 100% уверен, что мы сможем оплатить весь долг?, - говорит Фридман.
Аналитики согласны, что это возможно. Финансовое состояние банка в конце 1999 г было намного лучше, чем в 1998 г. В отчете банка говорится, что 1998 г был закончен с жалкими $12 миллионами акционерного капитала. К концу 1999 размер капитала превысил $200 миллионов.
Фридман говорит, что причиной роста стала переоценка активов банка. К примеру, когда готовился отчет за 1998 г, нефть стоила $10 за баррель. В результате Тюменская нефтяная компания - наверно, крупнейший актив банка - была бедным инвестором. К концу прошлого года цены выросли практически до $25, превратив Тюмень в мешок с деньгами. Фридман отрицает, что собирается искать деньги в других компаниях, но аналитики считают, что международный кредит помог бы Альфа-банку заплатить по евробондам до того, как в следующем году он получит возможность искать новые деньги на международных рынках капитала.
?Как всякий российский банк, Альфа может манипулировать своими активами, - говорит Искьян. - Почему инвесторы должны верить, что он не будет этим заниматься??
Надежды на зарубежное финансирование.
Альфа-банк уже заявил, что в этом году собирается брать синдицированный кредит в $50 миллионов и в 2001 возможно будет выпускать $150 миллионов еврооблигаций. Все зависит от цены. Альфа надеется, что в награду за честное поведение по отношению к кредитором во время кризиса, он получит низкие процентные ставки. Иностранные же инвесторы не столь сентиментальны.
?Если вы живете в воровском доме, и так получилось, что вы - один из немногих честных в нем людей, вы можете говорить кому угодно, что с вами надо обращаться лучше, чем с остальными, но с какой стати вас должны награждать за то, что в любом другом месте просто является нормой поведения?? - спрашивает Искьян.
Почти каждый инвестор сильно пострадал в результате девальвации, и имидж России остается настолько жутким, что Альфа-банку будет очень сложно его изменить. Недавний конфликт с ВР не очень способствовал повышению репутации.
В конце прошлого года Тюменская нефтяная компания приобрела на аукционе ?Черногорнефть?, главный производственный актив нефтяного гиганта ?Сиданко?, принадлежащего олигарху Владимиру Потанину. Несколько лет назад ВР Amoco заплатила за 10% этой компании более полмиллиона долларов.
BP и ее союзники активно протестовали, заявляя, что покупка компании, которая обошлась Тюмени всего в $178 миллионов и которая производит ежегодно нефти на $1 миллиард, была мошенничеством. Все походило на очередной случай нарушения российским олигархом прав мелких акционеров.
?Мафия, гангстеры, наркодельцы! Вот, что они кричали, - говорит Фридман. - Мы не хотим обманывать иностранных инвесторов. Мы просто хотим использовать возможности для бизнеса. Это не был ?российский бизнес?. Это был просто бизнес - жесткий бизнес - но совершенно нормальный, в рамках [российских] законов?.
По словам Фридмана и Петра Авена (еще одного влиятельного человека, стоящего за Альфой), при поглощении ?Черногорнефти? отчасти сработал принцип компенсации: Потанин победил Альфа-банк в ходе двух больших приватизаций - продажи телеком-холдинга Связьинвест и Сиданко. Отчасти же это были точные ходы с точки зрения бизнеса. ?Черногорнефти? принадлежит треть гигантской нефтяной провинции, оставшейся частью которой владеет Тюмень.
До этого момента Альфа-банк считался одним из "прилежных мальчиков". В отличие от банков финансово-промышленных групп (ФПГ), таких как Менатеп или Онексимбанк, которые были лишь казначействами своих групп, стиль работы Альфа-банка всегда был ближе к западному, в нем работало много профессионалов.
Например, президент Альфа-банка, Алекс Кнастер, русский, родившийся в США, работавший одно время в Credit Suisse First Boston, и многие другие руководители отделений банка были наняты за рубежом. Фридман говорит, что вместо того, чтобы собирать свои филиалы в один холдинг, Альфа-групп - это скорее группа крупных акционеров множества компаний.
В то время как большая часть ФПГ по-советски управляются из всесильного центра, Альфа-групп всегда делегировала значительную часть ответственности менеджерам частных компаний, входящих в различные холдинги. Фридман говорит, что поглощение ?Черногорнефти? было грубым, но в рамках закона.
Ангелы с грязными лицами.
?Альфа плавает в море с акулами, - говорит Маргор Джейкобс, банковский аналитик ?Объединенной Финансовой Группы". - Нельзя драться и оставаться при этом чище своих конкурентов. Когда они применяют грязные приемы, вам приходится делать то же самое?.
К своей чести в этом году Тюменская нефтяная компания вернула ?Черногорнефть? Сиданко, хотя и в обмен на блокирующий пакет 25% плюс одна акция Сиданко.
Весь эпизод еще раз показывает, каким жестоким может быть российский бизнес, и что Альфа-групп способна применять все те же методы, что и стальные олигархи.
Это и беспокоит инвесторов. При президенте Ельцине, ушедшем в отставку в прошлом году, в бизнесе преобладало политическое влияние: успеха добивались люди, тесно связанные с ближайшим окружением Ельцина - так-называемой Семьи; чаще всего в пример приводят Бориса Березовского и его дилерскую фирму ЛогоВАЗ.
Есть опасения, что после ухода Ельцина своего часа ждет новая Семья. Владимир Сурков и его команда работали в Альфа-банке в течение трех лет и в начале этого года были наняты Кремлем в качестве советников президента. Олег Сысуев, первый заместитель руководителя администрации президента, отвечающий за региональные связи, в мае прошлого года ушел из Кремля и присоединился к Альфа-банку - в качестве вице-президента, отвечающего за региональные связи.
Фридман подтверждает, что Сурков и его команда работали в банке, но по его словам, не нужно вкладывать в это слишком глубокий смысл. Он указывает на то, что Сурков до Альфа-банка работал в Менатепе, он - профессиональный лоббист с широкими связями, и то, что он получил работу в Кремле - естественно. Политические обозреватели соглашаются, что при Путине влияние Семьи не будет столь существенно.
?Возможно, что кто-то из этих людей и сохранит после выборов работу, - говорит Николай Петров, политический аналитик московского Фонда Карнеги. - а может, на место бывших олигархов придет Альфа. Структура отношений изменится - олигархи будут подчиняться непосредственно Кремлю. Им либо придется платить по новым правилам, либо выходить из игры?.
Альфа дорожит своей репутацией. В целом, ведущих российских бизнесменов можно разделить на две категории: тактики и стратеги. В первую группу можно отнести Потанина и Березовского, которые хватаются за все, что может быстро принести прибыль.
Альфа относится ко второй категории. Фридман признает, что его руководители ?не ангелы?. Он вспоминает эпизод, который помогает понять, что думают о банке его конкуренты: ?После кризиса я встречался с одним известным российским банкиром. Он сказал: ?Вы бережете свою репутацию. Я берегу свои деньги. Посмотрим, кто победит в конце концов?.