По многим критериям Россия не имеет право на членство, не говоря уж о председательстве, в G8, но у нее есть нечто не менее важное, чем ее ядерный арсенал, то, о чем все сильнее беспокоится Запад, - нефть и газ.
Страна обладает крупнейшими в мире запасами газа и является вторым номером по объемам экспорта нефти после Саудовской Аравии. "Россия намерена использовать свои сегодняшние и будущие позиции крупного поставщика энергоносителей для мировой экономики с целью приобретения все большего влияния в мировой политике", - говорит Кристофер Уифер, глава стратегического отдела "Альфа Банка", крупнейшего частного банка России.
Нефтегазовый сектор обеспечил базу власти президенту Владимиру Путину и внутри страны, и за ее пределами.
За последние шесть лет Кремль стал мощной силой в нефтегазовом секторе. Путин отобрал контроль у нефтяных баронов и надзирал за разрушением крупнейшей частной нефтяной компании ЮКОС, глава которой Михаил Ходорковский отправлен в тюрьму, а активы оказались в руках принадлежащей государству "Роснефти".
Он также усилил влияние "Газпрома", газового монополиста, превратив его в национального энергетического лидера с интересами в нефтяной сфере и электроэнергетике.
Возможности "Газпрома" были продемонстрированы в этом году, когда он приостановил поступление газа на Украину, подорвав поставки по всей Европе.
Газовая война с Украиной ознаменовала начало председательства России в G8 и обеспокоила политиков в Европе, зависимой от российских газовых поставок. И Россия, и страны "семерки" понимают, что энергетическая безопасность - тема председательства России в G8 - является ключевым фактором глобальной стабильности.
Но между представлениями обеих сторон о том, что составляет энергетическую безопасность, есть существенные различия.
Европа хочет диверсифицировать источники и пути энергетических поставок. Она добивается от России ратификации энергетической хартии, которая предусматривает либерализацию доступа к трубопроводам и не дает странам в одностороннем порядке прерывать поставки в ходе споров из-за цен. Она дала понять, что взамен допустит российские компании на европейский розничный рынок.
Россия представляет себе энергетическое сотрудничество с Европой иначе.
Она готова допустить иностранные компании к разработке природных ресурсов в качестве миноритарных акционеров, приносящих деньги и знания, а взамен получить долю иностранного рынка распределения, где прибыли выше в несколько раз.
Одновременно она хочет консолидировать свой контроль над трубопроводами. Она изо всех сил боролась за контроль над украинским трубопроводом, главной экспортной трассой в Европу, а когда Украина отказала, пригрозила четырехкратным увеличением цен. Теперь она ведет такой же бой с Белоруссией, угрожая поднять цены втрое, если Минск не передаст свою трубопроводную сеть под контроль российской газовой монополии.
Наибольший риск, отмечают наблюдатели, не в том, что в один прекрасный день Россия перекроет газ Европе - в конце концов, ей надо продавать нефть и газ не меньше, чем Западу надо их покупать, - а в том, что Россия может не справиться с растущим внутренним и внешним спросом и поднять цены на газ.
Международное энергетическое агентство недавно предупредило, что поставки могут прерываться, а "Газпром" может оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства перед странами Европы, если вплотную не займется развитием новых месторождений и инфраструктуры.
Владимир Милов, глава независимого аналитического центра Институт энергетической политики, не исключает, что нехватка газа станет очевидной уже в 2008 году.
Аналитики отмечают, что причина не в нехватке ресурсов. Российская территория недостаточно исследована, утверждает Уифер. И нефтяная, и газовая отрасль в России живут за счет резервов, открытых в советские времена.
Значительная часть нефти и газа по-прежнему добывается в Западной Сибири. Восточная Сибирь остается неосвоенной. Рост производства нефти в последние два года сильно замедлился, примерно с 9% в начале 2000-х годов до менее 3% в прошлом году. Милов считает, что это результат административного вмешательства: карательного налогообложения, перераспределения активов в пользу государственных компаний и узких мест в системе трубопроводов.
Частные нефтяные компании стали главной движущей силой роста производства нефти в конце 1990-х. Но их доля в общем объеме производства резко уменьшилась с усилением роли государственных компаний, "Роснефти" и "Сибнефти", недавно купленной "Газпромом".
В газовом секторе ситуация еще тревожнее. Производство "Газпрома" не растет последние пять лет, а три его крупнейших месторождения, на долю которых приходится две трети добычи, находятся на спаде. Тем временем "Газпром" отложил планы по освоению гигантских месторождений на Ямале как минимум на 10-12 лет. Он утверждает, что дешевле покупать газ в Центральной Азии, чем разрабатывать собственные месторождения при искусственно заниженных внутренних ценах на газ.
Такая тактика к тому же снимает потенциальную угрозу конкуренции стран Центральной Азии с "Газпромом" на экспортном рынке.
"Газпром" также затормозил разработку Ковыктинского месторождения в Восточной Сибири, которое контролируется ТНК-BP и может поставлять газ в Китай. Один из руководителей "Газпрома" заявил, что проект будет запущен не ранее 2015 года.
При этом "Газпром" хочет построить два трубопровода в Китай, один из которых будет транспортировать газ из Западной Сибири, являющейся главным источником газа для Европы. "Газпром" заявляет, что будущее увеличение поставок газа в Европу станет предметом борьбы между Европой и Китаем. Это может создать искусственный дефицит газа и поднять цены, что нанесет ущерб европейским экономикам.
Милов утверждает, что Россия несет угрозу, а не решение проблемы энергетической безопасности в Европе. "Россия использует свои энергетические ресурсы непредсказуемо. Господство государственного монополиста в газовом секторе означает, что резервы не доходят до рынка и газ можно использовать как политическое оружие".