Министр иностранных дел Грузии обвиняет Москву в "менталитете времен холодной войны". Кремль незаконным образом признал фактическую независимость отделившихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии
Министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе подвергает острой критике российские власти и предостерегает от намечающегося обострения конфликта вокруг отделившихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии: "Россия ставит под сомнение наше территориальное главенство. Это означает, что она признает итоги этнических чисток", - заявил Бакрадзе в конце минувшей недели в Тбилиси во время интервью с Die Presse и другими западными газетами и радиостанциями.
Уходящий с поста президента Владимир Путин поручил в прошлую среду своему правительству укрепить отношения с Абхазией и Южной Осетией. Российское правительство должно будет более тесно сотрудничать с непризнанными международным сообществом режимами по некоторым политическим вопросам, признать абхазские и южноосетинские паспорта и оказывать населению обоих регионов консульские услуги.
"Кто следующий?"
Некоторые западные наблюдатели оценили этот указ как формальное сближение между Москвой и этими регионами. Бакрадзе, напротив, назвал этот шаг Кремля "аморальным" и "незаконным", а "фактическое признание" мятежных регионов прокомментировал так: "Это первая атака на нашу правовую принадлежность (в отношении Абхазии и Южной Осетии. - Прим. Die Presse). В Москве царит менталитет времен холодной войны. Если Россия делает нечто подобное в 2008 году - кто тогда будет следующим?"
Кроме того, глава грузинского МИДа указал, что Путин лично отдал это распоряжение. 8 мая президент сменит президентское кресло на премьерское, а нынешний первый вице-премьер Дмитрий Медведев за день до этого станет президентом. "Нет причин полагать, что этот указ не вступит в силу. Премьер-министр Путин в июне не станет утверждать, что президент Путин в апреле был неправ", - заявил Бакрадзе.
Ориентированное на Запад правительство Грузии во главе с президентом Михаилом Саакашвили, который пришел к власти после "бархатной революции" 2004 года, получило в наследство конфликты с Абхазией и Южной Осетией от своего предшественника.
Двоякая роль России
В конце 1980-х годов Грузия стала первой советской республикой, которая вышла из состава СССР. Одновременно стремление к независимости проснулось и в обоих регионах. Первые президенты Грузии, Звиад Гамсахурдия и Эдуард Шеварднадзе, жестоко подавили в начале 1990-х эти стремления к отсоединению. В Абхазии и Южной Осетии тем временем при поддержке вооруженных боевиков начались гонения на проживающих там грузин.
По оценкам авторитетного брюссельского исследовательского института International Crisis Group, в ходе гражданской войны в Абхазии погибли 10 тыс. человек, еще 250 тыс. были изгнаны и вытеснены в Грузию. В Южной Осетии, согласно результатам того же исследования, было убито около тысячи человек и несколько тысяч отправлено в Грузию. Это и есть те "этнические чистки", о которых говорит министр Бакрадзе.
Роль России в обоих этих конфликтах двояка: с одной стороны, Кремль до сих пор не торопился признавать суверенитет отколовшихся регионов. Это дало бы все карты в руки тем регионам России, которые сами стремятся к независимости от Москвы, - например, Дагестан или Чечня.
С другой стороны, для России все средства хороши, лишь бы причинить неприятности непослушной Грузии. У путинского поколения до сих пор болью в сердце отзывается тот факт, что одна из богатейших республик Советского Союза, колыбель Сталина и главы НКВД Лаврентия Берии, была потеряна первой. Поэтому Москва поддерживает в военном и финансовом плане режимы в Абхазии и Южной Осетии и подрывает все попытки Грузии примириться с мятежными регионами.