Почти никто уже не сомневается в перемещении экономического эпицентра в Тихоокеанский регион. Этот феномен вызван развитием таких стран, как Индия и Китай. Такой головокружительный процесс экономического развития, сопровождающийся огромными трудностями и противоречиями внутреннего порядка, пока практически не повлиял на структуру международной власти. В случае Китая, правда, есть признаки некоторого проецирования, но его нынешнее экономическое влияние явно асимметрично его присутствию, влиянию и полномочиям в ключевых органах мировой системы.
На это влияют различные факторы. Во-первых, сам Китай не хочет спешить, что отнюдь не является упражнением в скромности, а скорее четкой стратегией с целью избежать поглощения другими державами. Незначительная роль и слабое влияние России в G8 является для Пекина ясным подтверждением того, что простое присутствие не гарантирует сколько-нибудь значительную реальную власть.
Во-вторых, сомнения и опасения, окружающие китайскую загадку: что станет со страной в результате нынешних изменений, в какой мере она приобщится к западным ценностям или, напротив, как повторяют ее руководители, будет и дальше идти собственным путем, который, даже вопреки желанию, может привести к конфликту с западными державами. В-третьих, существующие трудности в преодолении того, что можно назвать азиатской "ненормальностью".
Опираясь всего на три случая (Япония, Корея и Китай), мы можем догадаться об огромных трудностях, стоящих на пути региональной нормализации. Ни Японию, ни Корею, ни тот же Китай нельзя считать "нормальными" странами. Что касается Токио, бывший премьер-министр Синдзо Абэ разработал амбициозную политическую программу, направленную на преодоление тяжелого наследия, но ему удалось осуществить ее лишь отчасти, создав министерство обороны и придав импульс участию страны в международных военных операциях. В случае Кореи разделение полуострова и проблематика, которую порождают ядерные амбиции Пхеньяна, создают серьезные препятствия для региональной безопасности. А в случае Китая проблема Тайваня, который отнюдь не отказывается от идеи стать "полноценной" страной, существенно усложняет преодоление одного из представлений, играющих важную роль в китайском сознании, - идею единства, без достижения которого Китай никогда не удовольствуется возможностью стать ведущей экономической державой планеты.
Китай, Япония, Южная Корея, Индия, разумеется, взяли на себя определенные обязательства, разработав четкую стратегию международного проецирования, которая упрощает им усиление присутствия в определенных географических областях, а также служит импульсом для их признания в ключевых организмах. Тем не менее, такие обязательства, похоже, чреваты внутренними трудностями, наследием более или менее недавней истории и проблемами в установлении откровенного межазиатского диалога по аспектам, касающимся не только торгово-экономического измерения, но и политики, безопасности и стратегии. Такая неспособность препятствует эффективной автономизации региона на международной арене и приводит к постоянному третейскому и регулирующему вмешательству Соединенных Штатов.
Пока не произойдет качественный скачок в отношениях между основными по экономическому влиянию и значению азиатскими державами, будут затруднены как их внутренняя нормализация, так и распространение их экономического влияния на другие сферы международных отношений. Что в определенной степени облегчает мировое проецирование американской мощи, помимо силы экономики и армии, так это относительно упорядоченное непосредственное региональное окружение. Точно так же в Европе взаимопонимание Франции и Германии является ключом к стабильности континента. Может ли Восточная Азия прийти к аналогичным отношениям между Китаем и Японией? Или для понимания уравнения необходима еще и Индия? Различия, несмотря на недавние достижения, представляются пока огромными для того, чтобы достичь этой стадии.
Китай знает, какие опасения вызывает его растущая мощь, не только на Западе, но и в регионе, у больших и малых стран. Поэтому он пытается вести себя как ответственная держава как в ситуации экономического кризиса (например, финансового кризиса 1997 года), так и в политике (диалог двух Корей и участившиеся форумы регионального диалога). Однако понимание с Японией и Индией - ключевой момент для того, чтобы азиатское экономическое восхождение стало крупнейшим событием мирового значения, помогло им преодолеть соперничество и прийти к согласию. Разногласия, существенное влияние в регионе других действующих лиц и преодоление собственной ненормальности, унаследованной от прошлого и в значительной степени являющейся следствием конфликтных отношений с Западом, - вот основные трудности региона.
Пока будет сохраняться существующая ситуация, при отсутствии четкой региональной гегемонии и наличии вызовов такого масштаба, пересмотр политики представляется делом отдаленным, и Китаю может потребоваться много времени, чтобы консолидировать свою растущую мощь и сделать ее ощутимой в основных международных инстанциях.
Хулио Риос - директор Центра изучения китайской политики (Casa Asia-IGADI)