Комментатор The Independent Руперт Корнуэлл отмечает: некоторые уже говорят о внешнеполитической "доктрине Обамы" как о свершившемся факте, в то же время скептики сравнивают его с Михаилом Горбачевым, попытавшимся подправить имидж коммунистической системы и в итоге эту систему разрушившим.
Верно это сравнение или нет, в любом случае действия Обамы во внешней политике в разы стремительнее. Экс-президенту СССР понадобилось 18 месяцев после прихода к власти, чтобы объявить о "новом мышлении", у нынешнего же президента США еще в запасе одна неделя знаковых первых 100 дней первого срока, а он уже намекнул Ирану и Кубе, что готов нормализировать отношения, объявил о "перезагрузке" отношений с Россией, пожал руку Уго Чавесу, закрыл секретные тюрьмы ЦРУ и запретил "расширенные" методы допроса, дал понять, что выступает за создание независимого Палестинского государства и возвращение Голанских высот Сирии, и, помимо прочего, высказался в защиту окружающей среды.
А пока мир с удивлением протирает глаза, Обама во время международных встреч говорит: "Я приехал слушать", что разительно отличается от подхода его предшественника. Корнуэлл отмечает, что помимо здорового прагматизма нового президента США это может быть также связано с тем, что он принадлежит к этническому меньшинству и некоторое время прожил за границей, в Индонезии.
В то же время, если зайти слишком далеко, то здравомыслие могут принять за слабость, ведь именно в этом и была ошибка Горбачева. Он стал первым лидером Советского Союза, который не внушал страх, и тут же страны-сателлиты, обрадовавшись, стали отдаляться от Москвы. Конечно же, подчеркивает автор, США - не авторитарная страна, и ее система лидерства не построена на страхе, однако учитывать этот печальный опыт стоит.
Впрочем, заключает Корнуэлл, аналитики явно недооценивают практичность Обамы и его администрации, ведь никто из них не отказывался от концепции американской "исключительности". Лорд Пальмерстон однажды заявил, что у страны не может быть постоянных союзников, у нее могут быть лишь постоянные интересы, и если приглядеться поближе к "здравому смыслу" Обамы, то за ним вполне определенно просвечивают именно постоянные интересы США.