Два года назад в Праге президент Обама предложил меры для движения к "миру без ядерного оружия", напоминает в своей статье в The Financial Times Том Донилон, советник Обамы по национальной безопасности.
"За истекшие 24 месяца мы заложили фундамент этих последующих шагов в сфере контроля вооружений, но теперь нужны новые меры", - считает автор. Он позитивно оценивает сделанное: СНВ-3, санкции ООН в отношении Ирана и Северной Кореи, усилия по надежному хранению или уничтожению ядерных материалов.
"Теперь, чтобы покончить с незаконными ядерными программами и остановить распространение ядерного оружия, мы продолжим давление на Иран и Северную Корею", - пишет автор. Донилон не согласен с мнением, что текущие перемены на Ближнем Востоке усилят влияние Ирана. "На Ближнем Востоке, где большее число граждан станет хозяевами своей судьбы, Иран своими действиями лишь сильнее себя изолирует от всех", - прогнозирует он.
"В других странах мы постараемся, чтобы за ближайшие 4 года ядерные материалы, которым угрожает расхищение, были переведены на надежное хранение, а также воспользуемся новым международным банком ядерного топлива, дабы гарантировать, что использование атомной энергии не влекло за собой распространение ядерного оружия. Мы также постараемся, чтобы закон о запрете ядерных испытаний вступил в силу, и будем стремиться к заключению договора о запрете производства делимых материалов для ядерного оружия", - говорится в статье.
Также следует начать новый раунд переговоров о сокращении ядерных вооружений, пишет автор. Американская сторона подготовит проект дальнейших сокращений арсенала США. Следующий раунд должен распространяться и на оружие, которое находится на складах, и на тактическое ядерное оружие, подчеркивает автор.
"Мы должны заняться вопросом о российском тактическом ядерном оружии, которое никогда не подвергалось количественным ограничениям. В этих целях мы стремимся ослабить роль и сократить количество тактического ядерного оружия США, притом что Россия примет соответствующие меры для сокращения своих тактических сил и их передислокации подальше от границ стран НАТО. Мы также хотели бы большей транспарентности по вопросу о количестве, дислокации и типах этих тактических сил в Европе", - говорится в статье.
"Наконец, США верны идее эффективной системы ПРО для защиты от назревающей ракетной угрозы - например, от Ирана и Северной Кореи", - пишет автор, отмечая, что этот подход одобрен НАТО и подготовил почву для сотрудничества в области ПРО между Россией, США и Европой.
Спустя два года после пражской речи Обамы "очевидно: когда международное сообщество совместно борется с общей угрозой, прогресс возможен", заключает автор.